Дирижабль «АЛЬБАТРОС».

Страна: Российская Империя
Производитель: Ижорский завод
Конструктор: Б.В.Голубов, Д.С.Сухоржевский
Первый полет: осень 1912 г.
Тип: мягкий.

Удачные полеты дирижаблей «ГОЛУБЬ» и «СОКОЛ», показавшие соответствие их летно-технических характеристик расчетам, явились основанием для закладки в 1911 году на Ижорском заводе крупного дирижабля объемом 9600 куб.м, названного «АЛЬБАТРОС».

«АЛЬБАТРОС» — самый удачный образец аэростата среди первых дирижаблей, созданных русскими предприятиями до Первой Мировой войны. И хотя «АЛЬБАТРОС» 1912 года не превосходил по своим характеристикам французские дирижабли своего класса, появившиеся еще в 1910 году, он сумел занять достойное место в истории развития воздухоплавания России.

Способность развить скорость до 68 км/ч, достаточный потолок, мощные двигатели, алюминированная оболочка аэростата, которая предохраняла газ от нагревания солнечными лучами и одновременно маскировала дирижабль — с подобными характеристиками дирижабль «АЛЬБАТРОС» стал использоваться в качестве разведчика и бомбардировщика в Первую Мировую войну.

По некоторым данным, после одного пробного полета на стоянке в эллинге у «АЛЬБАТРОСа» лопнула оболочка, после чего дирижабль переделали и сменили название на «АЛЬБАТРОС-II».

В 1912 году по решению воздухоплавательного комитета Главного инженерного управления «АЛЬБАТРОС» было решено вооружить двумя пулеметами «максим» с 3000 патронов на каждый пулемет. И уже начиная с 15 августа 1912 года Офицерская воздухоплавательная школа успешно проводила опытные стрельбы с первых дирижаблей Российской империи, подготовленных к военным действиям. Кроме того, крупные аэростаты на время войны были снабжены приспособлениями для сбрасывания бомб. Известно, что аэростат «АЛЬБАТРОС» семь раз вылетал для бомбометания, но во всех случаях безрезультатно.

В начале лета 1914 года «АЛЬБАТРОС-II» находился в батальоне Офицерской воздухоплавательной школы и выполнял полеты с целью тренировок экипажей. В мае двигатели «Клеман-Байяр», которые полностью выработали свой ресурс, заменили на более надежные «Дансет-Жиле». «АЛЬБАТРОС-II» должен был перебазироваться на Дальний Восток, где для него строился эллинг, но с началом войны было принято решение отправить его на фронт. Командиром корабля стал Б.В.Голубов. Поступил приказ о подготовке дирижабля к перелету в Лиду, а затем на передовую базу в Белосток.

Полёт на аэростате прошёл достаточно благополучно: за 12 часов было пройдено около 780 км пути. За это время дирижабль лишь единожды сбился с пути и был обстрелян своими же часовыми, хотя сообщение о пути следования дирижабля передавалось во все узловые пункты маршрута (не первый и не последний раз в истории воздухоплавания в России, когда первые дирижабли обстреливались своими частями).

Вследствие ухудшившихся погодных условий, препятствовавших разведке на дирижабле, штаб Северо-Западного фронта поставил ему задачу осуществить ночную бомбардировку подъездных путей на подходах к Осовцу.

Вылет оказался неудачным: полёт на аэростате был прерван оружейным огнем 4-го Сибирского корпуса, только что прибывшего на фронт из Восточной Сибири и не предупрежденного о возможном пролете своего дирижабля. Оболочка аэростата получила множество пробоин, и так как строительство эллинга в Белостоке ещё не было закончено, дирижабль был переправлен в Брест-Литовск. Там дирижабль привели в порядок и в середине сентября он вернулся в Белосток.

В связи с новым назначением Б.Голубова, временно командиром дирижабля «АЛЬБАТРОС-II» стал А.Шабский. Полёту на аэростате в качестве разведчика мешали плохие погодные условия и в один из вылетов, 13 октября «АЛЬБАТРОС-II» потерпел аварию в сорока километрах от линии фронта. Исправить повреждения в полевых условиях оказалось невозможно, поэтому «АЛЬБАТРОС-II» был разобран.

ЛТХ:

Название: «АЛЬБАТРОС-II»
Длина, м: 77,0
Объем, м3: 9600
Диаметр максимальный, м: 14,8
Двигатель, марка: 1 х ПД «Клеман-Байяр»(«Clement Bayard»)
-мощность, кВт/л.с.: 2 x 118
Винты, кол-во/диаметр, м: 2 x 4,75
Число и объем баллонетов, м3: 2 х 1200
Полезная нагрузка, кг: 3530
Максимальное кол-во пассажиров: 7
Максимальная скорость, км/ч: 68
Потолок, м: 2400
Макс.продолжительность полета, ч: 20
Вооружение: с 1912 года два пулемёта «Максим».

1.Дирижабль АЛЬБАТРОС. Зима 1912 г.

Дирижабль «АЛЬБАТРОС». Зима 1912 г.

2.Дирижабль АЛЬБАТРОС-II.

Дирижабль «АЛЬБАТРОС-II».

3.Дирижабль АЛЬБАТРОС-II над лесом.

Дирижабль «АЛЬБАТРОС-II» над лесом.

4.Дирижабль АЛЬБАТРОС-II над лесом.

Дирижабль «АЛЬБАТРОС-II» над лесом.

5.Дирижабль АЛЬБАТРОС-II над Санкт-Петербургом. 1912 г.

Дирижабль «АЛЬБАТРОС-II» над Санкт-Петербургом. 1912 г.

6.Боковая проекция дирижабля Альбатрос из книги В. Немечека Vojenska letadla (том 1).

Боковая проекция дирижабля «АЛЬБАТРОС» из книги В.Немечека «Vojenska letadla» (том 1).

7.Дирижабль АЛЬБАТРОС. Схема 1.

Дирижабль «АЛЬБАТРОС». Схема 1.

8.Дирижабль АЛЬБАТРОС. Схема 2.

Дирижабль «АЛЬБАТРОС». Схема 2.

.

.

Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Сайт «Ретроплан». Дирижабль «АЛЬБАТРОС».
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.