Дирижабль «АСТРА» (Astra-XIII).
Страна: Российская Империя
Производитель: французское акционерное общество «Астра» (Astra)
Первый полет: 1913 г.
Тип: мягкий.
Дирижабль «АСТРА»(Astra-XIII) был приобретён у Франции в 1913 году одновременно с дирижаблем «КОНДОР» (Clement Bayard № 5).
Конструкция дирижабля относится к типу «Астра-Торрес» (Astra-Torres). В 1911 году компания Astra приобрела патент испанского изобретателя Леонардо Торрес-де-Куэведо (Torres de Quevedo) на конструкцию дирижабля мягкого типа. Торрес разработал трёхарочную конструкцию мягкого дирижабля с тремя продольными сводами и внутренними тросовыми стяжками. Оболочка аэростата за счёт этого приобретает необыкновенную прочность при меньшем давлении, а в производстве возможно применять более дешевый материал обшивки. Дирижабли такого типа обозначались AT («Астра-Торрес»).
Во время Первой Мировой войны дирижабль «АСТРА» находился на вооружении 3-й воздухоплавательной роты в г. Лиде. Первый полёт на аэростате до Белостока прошёл крайне неудачно. 24 декабря «АСТРА» под командованием Шабского в условиях неустойчивой погоды вылетела из Лиды. Усилившийся ветер сделал невозможным как попытку вернуться в Лиду, так и усилия команды довести дирижабль до Белостока. При попытке приземлиться дирижабль порывом ветра бросило на землю, что привело к деформации передней части гондолы и повреждению носового воздушного винта. Всю ночь дирижабль било о землю и к утру командиром было принято решение рвать разрывные. Прибывшей команде из Белостока осталось только разобрать аэростат и отправить его части в Лиду.
Пройдя капитальный ремонт, в апреле «АСТРА» уже была наполнена газом и в мае под началом Б.В.Голубова приступила к выполнению боевых заданий. По данным различных источников, за время Первой Мировой войны было сделано 6 боевых полетов на аэростате «АСТРА» за линию фронта, из них – три ночных полёта на аэростате с бомбометанием в расположение германских войск.
Из русских дирижаблей именно «АСТРА» за время войны совершил единственный удачный боевой вылет с целью бомбардировки железнодорожной станции Лык.
После ряда военных операций в мае-июне 1915 года аэростат оказался значительно повреждён и почти не эксплуатировался. Во второй половине июня 1915 года дирижабль «АСТРА» был демонтирован.
Второе рождение дирижабля произошло уже после революции 1917 года. Пролежав на складе Воздухоплавательной школы с 1915 года, оболочка аэростата, тем не менее, сохранила свою целостность, что обнаружила команда Воздухоплавательного парка. Осенью 1920 года в деревне Сализи (близ Петербурга) дирижабль был вновь собран и переименован в «Красную звезду».
ЛТХ:
Название: «АСТРА»(Astra-XIII)
Длина, м: 78
Объем, м3: 10000
Диаметр максимальный, м: 15
Двигатель, марка: —
-мощность, кВт/л.с.: 2 x 147/200
Винты, кол-во/диаметр, м: 1 x 5,5; 2 x 3,4
Число и объем баллонетов, м3: 2 x 1750
Полезная нагрузка, кг: 5400
Максимальное кол-во пассажиров: 8-12
Максимальная скорость, км/ч: 59
Потолок, м: 3500
Макс. продолжительность полета, ч: 15
Вооружение: 2 х 7,62 мм пулемёта «Максим» на 3000 патронов (на хребте оболочки и в гондоле); 410 кг бомб; радиостанция с дальностью действия до 350 км.
Дирижабль «АСТРА». Вывод из эллинга.
Дирижабль «АСТРА».
Гондола дирижабля «АСТРА».
Дирижабль «Astra-XIII». Схема.
.
.
Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ». Дирижабль «АСТРА».
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).