Дирижабль «ГИГАНТ».

Страна: Российская империя
Производитель: Россия. Балтийский завод
Конструктор: А.М.Кованько (по другим данным — Н.П.Сыромятников) и А.Шабский
Первый полет: 10 февраля 1915 г.
Тип: полужесткий.

В 1912 году Балтийский завод приступил к изготовлению дирижабля «ГИГАНТ» по проекту инженеров А.Кованько и А.Шабского. По своим размерам аэростат превосходил все ранее созданные российские образцы, а оригинальные конструктивные особенности «ГИГАНТа» и его летные характеристики выдвигали его на ведущие позиции в дирижаблестроении. По ряду причин постройка корабля затянулась и вместо весны 1914 года дирижабль был сдан годом позже.

«ГИГАНТ» представлял собой полужесткий аппарат, гондола которого образовывала единое целое с оболочкой. Оболочка дирижабля, выполненная из шёлковой прорезиненной материи, скрывала три баллонета. Воздух в них нагнетался вентиляторами, приводимыми в движение специальными бензиновыми двигателями. Жёсткая килевая ферма была изготовлена из цельнотянутых стальных труб и располагалась в нижней части оболочки. С килевой фермой жёстко соединялась длинная гондола, также изготовленная из стальных труб.

Для снижения лобового сопротивления четыре двигателя дирижабля поместили в специальные гондолы. Собственно говоря, размещение данных двигателей и стало краеугольным камнем в судьбе русского «ГИГАНТа». Так как «ГИГАНТ» не мог достигнуть требуемой высоты полёта, то два задних двигателя с гондолами сняли, а два других сместили ближе к центру тяжести. Некоторые источники прямо указывают на инициатора подобных неосмысленных переделок, совершённых вопреки проекту: штабс-капитана Липпинга, назначенного позже командиром отряда «ЧЕРНОМОРов».

Для сборки корабля и заправки его водородом военное министерство выделило большой эллинг в Сализи (местечко близ Гатчины под Петроградом). Но уже первый полёт на аэростате, совершённый 10 февраля 1915 года, стал и последним. Каркас дирижабля в первом же полете, не выдержав нагрузки смещённых к центру двигателей, прогнулся в средней части. Один из пропеллеров ударил по тросовой расчалке, аэростат сложился пополам и плавно опустился на лес.

После этой аварии потребовалось полностью переделать дирижабль, модификация была завершена лишь к концу 1915 года. Но испытания нового «ГИГАНТа» так и не состоялись. Великий князь Александр Михайлович, шеф Главного военно-технического управления, под различными предлогами отказывал в выделении водорода для заполнения оболочки аэростата. В действительности же основания для отказов были несколько другими. Во-первых, воздухоплавательные роты действующей армии испытывали недостаток в газе для змейковых аэростатов. Во-вторых, характеристики «ГИГАНТа» к тому времени уже уступали боевым данным иностранных аэростатов. И самое главное — первая мировая война положила конец спору между дирижаблями и самолетами за место в воздухе.

Еще в начале 1914 года четырехмоторный самолет конструкции инженера И.И.Сикорского «Илья Муромец» поднял 1280 кг полезной нагрузки и продержался в воздухе 5 часов на максимальной высоте 2000 м. Скорость полета составила 90 км/ч. Бесспорные ранее преимущества дирижаблей теперь оказались под сомнением. Кроме того, дирижабль и аэростат с появлением пулемета, стрелявшего через винт, стал легкой добычей зарождающейся истребительной авиации: вскоре для защиты воздушных гигантов приходилось поднимать в воздух самолеты-истребители. Самолеты прикрытия не могли эффективно защитить дирижабль аэростат от огня зенитной артиллерии.

Вскоре «ГИГАНТ» был признан негодным для боевых действий. Оболочка аэростата была использована для постройки сферических аэростатов, а трубы каркаса — для самолетов.

ЛТХ:

Название: «ГИГАНТ»
Длина, м: 114
Объем, м3: 20500
Диаметр максимальный, м: 17
Двигатель, марка: —
-мощность, кВт/л.с.: 4 х 215
Винты, кол-во/диаметр, м: 4 х ?
Число и объем баллонетов, м3: 3 х 1800
Полезная нагрузка, кг: 9000
Максимальная скорость, км/ч: 58
Потолок, м: 2500
Макс. продолжительность полета,ч: 20

1.Дирижабль ГИГАНТ в ангаре перед первым вылетом. Февраль 1915 г.

Дирижабль «ГИГАНТ» в ангаре перед первым вылетом. Февраль 1915 г.

Дирижабль «ГИГАНТ». Зима 1915 г.

4.Дирижабль Гигант после аварии

Дирижабль «Гигант» после аварии.

5.Полет дирижабля ГИГАНТ. Рисунок.

Полет дирижабля «ГИГАНТ». Рисунок.

.

.

Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ». Дирижабль «ГИГАНТ».
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).