Дирижабль «КИЕВ».

Страна: Российская империя
Конструктор: Ф.Ф.Андерс
Первый полет: 6 августа 1911 г.
Тип: мягкий.

В истории воздухоплавания России дирижабль «КИЕВ» стал первым аэростатом, построенным на частные средства и используемым для перевозки гражданских лиц.

Газеты того времени свидетельствуют о факте сбора средств, направленных на изготовление дирижабля «КИЕВ». Благотворительность была в моде и граждане знали, что их рубль попадет по назначению. Более таких акций в пользу аэростата «КИЕВ» не проводилось, поэтому стоит предположить, что «отец» дирижабля — инженер Федор Фердинандович Андерс — в покупку мотора и оболочки вкладывал собственные средства и деньги вырученные от благотворительного аэробала, устроенного в январе 1911 года обществом воздухоплавания. Остальное же Андерс сделал своими руками.

Первый полёт на аэростате был предварён публичной демонстрацией, когда в течение нескольких дней дирижабль удерживался на привязи в саду купеческого собрания. Каждый час в гондоле поднималось по три пассажира на высоту 18-20 метров. Уже в первый день на дирижабле «покаталось» более 20 человек. Всего же, по утверждению источников, за год было совершено более 150 полётов на аэростате и перевёз более 200 пассажиров.

6 августа 1911 года в 5 ч. 15 мин. при полном безветрии Андерс вместе с механиком Вессером на борту совершил успешный полёт над Подолом по направлению к Вышгороду.

Нужно отметить, что киевские газеты пристально следили за судьбой аэростата, в ноябре того же года газеты пишут о том, что Андерс усовершенствовал дирижабль — двигатель «Anzani» заменяет более мощным немецким «NAG» и увеличивает объем оболочки. В осенней же прессе сообщается о роковом полёте дирижабля «КИЕВ»: «Вчера (30 авг. — прим. редактора) в Киеве получено телеграфное сообщение от пилота В.Ф.Андерса (Владимир Андерс — сын конструктора — прим. редактора) о том, что в 12 верстах от г. Остра дирижабль «КИЕВ» сгорел, а сам он остался невредим.» Подробности и причины катастрофы сообщены не были.

Надо отметить, что в отношении этого аэростата впервые был продемонстрирован деловой подход, призванный окупить расходы на изготовление дирижаблей и его эксплуатацию. Так, в рекламе полета на дирижабле «КИЕВ» указывалось: «цена за вход 50 коп., учащимся — 27 коп.». Кроме того, Андерс был первым, кто предложил по образцу немецких воздухоплавателей проектировать на оболочку дирижабля при помощи волшебных фонарей объявления торговых фирм и совершать «рекламные» полеты над городом между 7 и 9 часами вечера. После гибели «КИЕВа» Андерс получает страховку и приступает к разработке нового аэростата — гидродирижабля «КИЕВ-2».

ЛТХ:

Название: «КИЕВ»
Длина, м: 35,5
Объем, м3: 890/1000
Диаметр максимальный, м: 7
Двигатель: 1 x ПД «Anzani», затем «NAG»
-мощность, кВт/л.с.: 1 x 37
Винты, кол-во/диаметр, м: 1/ —
Число и объем баллонетов, м3: 1 х 150
Полезная нагрузка, кг: 180
Максимальное кол-во пассажиров: 3
Максимальная скорость, км/ч: 40
Потолок, м: 1400

2.Дирижабль КИЕВ. Схема

Дирижабль «КИЕВ». Схема.

.

.

Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
М.Я.Арие. Дирижабли.
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ». Дирижабль «КИЕВ».