Дирижабль «Комсомольская правда» (С-101).

Страна: РСФСР
Производитель: студенты Высшего аэромеханического училища. Завод «Красный каучук»
Конструктор: Н.В.Фомин
Первый полет: 29 августа 1930 года
Тип: мягкий.

Одновременно с прекращением эксплуатации дирижабля МХР в стране практически встала вся учебно-летная работа. По этой причине по призыву печатного издания «Комсомольская правда» начался сбор денежных средств на строительство нового дирижабля. Работы по его изготовления велись силами студентов Высшего аэромеханического училища, руководил работами Н.В.Фомин. С целью ускорения постройки нового дирижабля было принято решение о максимальном использовании проекта МХР с внесением в него ряда изменений. Новый дирижабль был назван «Комсомольская правда».

В отличие от МХР гондола «Комсомольской правды» крепилась к оболочке не верёвочными стропами, а металлическими тросами. Двигатель «FIAT», который был установлен в гондоле МХР, заменили авиационным двигателем BMW.IIIa мощностью 185 л.с. 1916 года выпуска. Двигатель был снят с трофейного самолёта. Оболочка «Комсомольской правды» изготавливалась на московском заводе «Красный каучук» весной 1930 года. Гондола МХР была модернизирована. Моторный отсек перенесли на корму, а в средней части гондолы размещались пассажиры и ученики пилотов. В полёты на короткие расстояния «Комсомольская правда» могла брать 12 человек.

Первый полёт «Комсомольская правда» совершила 29 августа 1930 года. Командовал экипажем Е.М.Опман. 31 августа 1930 года дирижабль выполнил первый полет над Москвой. Всего в 1930 году дирижабль успел совершить 30 полетов, а в следующем году еще 25. Данные учебно-агитационные полеты имели очень большое значение для накопления опыта эксплуатации дирижаблей и воспитания кадров воздухоплавания.

В 1932 году дирижабль «Комсомольская правда» был передан «Дирижаблестрою» в Долгопрудный. В Долгопрудном дирижабль был модернизирован и получил наименование СССР-В4.

ЛТХ:

Модель: «Комсомольская правда»(С-101).
Год постройки: 1930
Число и объем баллонетов, м3: 2 х 315
Длина, м: 45,4
Тип двигателя: 1 х ПД «BMW-IIIa»
-мощность,л.с.: 1 х 185
Макс. диаметр, м: 10,3
Винты число/диаметр, м: 1
Макс.количество пассажиров,чел: 12
Макс. скорость, км/ч: —

1.Дирижабль Комсомольская Правда (С-101) на взлете.

Дирижабль «Комсомольская Правда» (СССР-С101) на взлете.

1а.Дирижабль Комсомольская правда (С-101) в полете.

Дирижабль «Комсомольская правда» (СССР-С101) в полете.

2.Дирижабль Комсомольская Правда (С-101). 1930 г.

Дирижабль «Комсомольская Правда» (СССР-С101).

3.Дирижабль Комсомольская Правда (С-101)

Дирижабль «Комсомольская Правда» (СССР-С101).

4.Дирижабль Комсомольская Правда (СССР-С101) на стоянке в Кунцево.

Дирижабль «Комсомольская Правда» (СССР-С101) на стоянке в Кунцево.

4а.Дирижабль Комсомольская Правда (СССР-С101)

Дирижабль «Комсомольская Правда» (СССР-С101).

5.Мотоустановка дирижабля Комсомольская правда (СССР-С101).

Мотоустановка дирижабля «Комсомольская правда» (СССР-С101).

6.Штурвалы дирижабля Комсомольская правда

Штурвалы дирижабля «Комсомольская правда».

7.Вид гондолы дирижабля Комсомольская правда (СССР-С101).

Вид гондолы дирижабля «Комсомольская правда» (СССР-С101).

.

.

Список источников:
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).
Н.П.Полозов, М.А.Сорокин. Воздухоплавание. 1940 г.
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
М.Я.Арие. В небе — дирижабли.