Дирижабль СССР-В2 «Смольный».
Страна: СССР
Производитель: Дирижаблестрой
Разработчик: Дирижаблестрой
Год постройки: 1932 г.
Первый полет: Апрель 1932 г.
Тип: мягкий.
Первые дирижабли мягкого типа СССР-В1, СССР-В2 «Смольный» и СССР-В3 «Красная звезда» предназначались для агитационных полетов и обучения экипажей. На этих дирижаблях выполнялись полеты по маршрутам: Москва — Горький — Москва, Ленинград — Москва — Ленинград, Москва — Харьков и другим. 7 ноября 1932 года над Красной площадью прошли дирижабли: СССР-В1, СССР-В2, СССР-В3 и СССР-В4. На дирижаблях испытывались методы борьбы с лесными пожарами, учёта лесов и уничтожения малярийных очагов, применения дирижаблей в сельском хозяйстве. Для ВВС проводились прыжки парашютистов.
Оболочка дирижабля была выполнена из трехслойной прорезиненной ткани с 4 газовыми клапанами. Двухсекционный баллонет с 4 клапанами. Гондола длиной 9 метров, шириной 2 метра, высотой 3,25 метра. Гондола подвешивалась к оболочке стальными тросами. По бокам в задней части гондолы были установлены два двигателя с воздушным охлаждением мощностью по 240 л.с. В гондоле хранился балласт — 350 кг воды в прорезиненных брезентовых мешках. Управление рулями осуществлялось тросовыми тягами.
13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия для эвакуации членов экспедиции.
В марте 1934 года дирижабли СССР-В2 и СССР-В4 были отправлены по железной дороге во Владивосток. Предполагалось, что дирижабли из Уэлена будут летать в лагерь Шмидта для спасения челюскинцев. Но челюскинцы были вывезены самолётами. Уже 5 марта, летчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.
6 сентября 1935 года на аэродроме в Сталино (Донбасс) СССР-В2 находился на бивачной стоянке. На борту оставалось 4 члена экипажа и 11 пионеров экскурсантов, командир корабля находился на аэродроме. В 21:15 налетевший шквал сорвал дирижабль с 60 штопорных якорей. Дирижабль начал подниматься вверх. Три человека схватились за тросы, и пытались удержать дирижабль. Двое спрыгнули с высоты 10 метров. Командир корабля Н.С.Гудованцев на высоте 120 метров смог попасть в гондолу. На высоте 800 метров экипаж запустил двигатели и ушел из опасной зоны. Через 5 часов 45 минут дирижабль вернулся на базу. За совершенный подвиг Н.С.Гудованцев был награжден орденом Красной Звезды.
СССР-В2 «Смольный» был разобран в 1939 году после принятия правительством СССР решения о консервации дирижаблестроения.
ЛТХ:
Модель: СССР-В2 «Смольный».
Объем, м3: 5000
Винты число/диаметр,м: 2
Двигатель: —
мощность,л.с.: 2 х 240
Макс.скорость,км/ч: 85
Дирижабль СССР-В2 «Смольный».
Дирижабль СССР-В2 «Смольный» перед полетом.
Дирижабль СССР-В2 «Смольный».
Дирижабль СССР-В2 в полете.
Дирижабль СССР-В2 на швартовке.
Дирижабль СССР-В2 в деревянном эллинге Дирижаблестроя.
Сборка дирижабля СССР-В2 в эллинге на Волковом поле. Ленинград.
Старший бортмеханик К.П.Новиков в гондоле дирижабля СССР-В2 перед полетом.
Старший бортмеханик К.П.Новиков ремонтирует двигатель дирижабля СССР-В2 в полете.
Вынужденная посадка дирижабля СССР-В2 из-за отказа моторов близ Мышкино. Новгородский район.
Вынужденная посадка дирижабля СССР-В2 из-за отказа моторов близ Мышкино. Новгородский район.
.
.
Список источников:
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Н.П.Полозов, М.А.Сорокин. Воздухоплавание. 1940 г.
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
М.Я.Арие. В небе — дирижабли.
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).