Стратостат «ОСОАВИАХИМ-2».

Разработчик: НТБОС
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.

Несмотря на неудачу стратостата «ОСОАВИАХИМ-1», работы по развитию этого направления продолжились. В 1934 году в Ленинграде развернулись работы по строительству стратостата «ОСОАВИАХИМ-2». На заводе «Пиротехника» создали специальную ткань для оболочки. Сам стратостат должен был иметь открытую гондолу, но стратонавтов предполагалось одеть в скафандры. Однако для «ОСОАВИАХИМ-2» параллельно разрабатывалась и герметичная гондола со шлюзом для выхода пилотов в скафандрах в открытую стратосферу. Работами по разработке скафандров руководил профессор Леон Абгарович Орбели.

В конце 1934 года проект нового аппарата передали на утверждение в ЦС ОСОАВИАХИМа. К этому моменту закончили гидростатические испытания оболочки, построили уменьшенную модель с объемом 1437 м3, которую хотели запустить на высоту 14-16 км. В начале 1935 года Научно-техническое бюро освоения стратосферы (НТБОС) ОСОАВИАХИМа в Ленинграде докладывало, что в феврале-мае текущего года намечены тренировочные полеты вновь построенного аэростата. Ответственным руководителем полетов нового стратостата являлся заместитель начальника НТБОС профессор П.А.Рынин. Однако по ряду причин в 1935 году этот стратостат до полетов не доводился.

В 1937 году стратостат «ОСОАВИАХИМ-2» был построен. Объем его оболочки составлял 60000 м3. Это — один из лучших по оснащенности стратостатов. Герметичная гондола была оборудована вариометром, двумя высотомерами, тремя спиртовыми термометрами, два из которых были расположены снаружи, барометром-анероидом, баротермографом, кислородным оборудованием.

Два члена экипажа могли получать до 90 л кислорода в час. Для поглощения влаги применялся силикагель с хлористым кальцием, а для поглощения углекислоты — натронная известь специального приготовления. Масса гондолы с экипажем и балластом составляла 1600 кг, сама оболочка весила 1950 кг, стропы — 240 кг. Верхняя часть оболочки выполнена из двухслойной перкали, нижняя — из однослойной.

Экипаж стратостата имел индивидуальные парашюты ПН-51 с кислородными баллонами, они могли обеспечить питание выбросившегося на парашютах экипажа в течение 18 минут. Кроме того, гондола снабжалась собственным грузовым парашютом ПС-1 и могла опуститься на нем при отрыве оболочки. Планировалось, что «ОСОАВИАХИМ-2» побьет американский мировой рекорд 22050 м, установленный 11 ноября 1935 года на стратостате «Эксплорер».

Запуск стратостата состоялся только через три года после его изготовления.

22 июня 1940 года в 05:17 стратостат «ОСОАВИАХИМ-2» стартовал в Звенигороде с майором И.И.Зыковым и научным работником АН СССР А.П.Кузнецовым. В первые же минуты взлета, на высоте 10-12 м, произошло неожиданное самоотделение гондолы от оболочки. Она упала на землю, экипаж отделался ушибами. Облегченная оболочка взмыла в воздух и опустилась в нескольких километрах от места старта. Как оказалось, перед стартом не проверили состояние ранцевого механизма, у него было деформировано кольцо, не выдержавшее тяжести гондолы уже на старте. По счастью, это произошло не на высоте 200-300 м от земли, тогда бы гибель экипажа была неизбежной — гондольный парашют не успел бы раскрыться, а экипаж не смог бы быстро открыть люк гондолы для выбрасывания на парашютах.

Череда неудач не остановила желание пилотов-воздухоплавателей подняться на недосягаемые прежде высоты. В 1940 году Фомин и Крикун обратились с письмом в правительство:
«Стремясь добиться больших достижений Советского Союза в завоевании стратосферы, просим Вас разрешить нам выполнить полет в стратосферу на высоту 24000 метров. Цель полета: установление мирового рекорда высоты и выполнение ряда научных заданий Академии Наук СССР.
Полет, который будет проведен на имеющемся стратостате объемом 31000 м3 конструкции т. Годунова, с использованием газа гелия, явится показом роста советской науки и техники. Старт стратостата возможен летом 1940 г. на базе Отдельной воздухоплавательной группы, находящейся сейчас в ведении Аэрофлота.
Работая в Отдельной воздухоплавательной группе, имея необходимый опыт летной работы и, в частности, выполнив в 1939 году испытательно-научный полет в стратосферу на стратостате-парашюте СССР ВР-60 «Комсомол», считаем своим долгом продолжить работу по завоеванию стратосферы, будучи уверенными в успешном проведении полета.
Мы будем счастливы оправдать Ваше доверие, поднять флаг Советского Союза на недостигнутую еще высоту, обогатив нашу науку новыми знаниями и установив мировой рекорд во славу нашей Великой Родины.»

Но после аварии стратостата «ОСОАВИАХИМ-2» идея стратосферных полетов была окончательно дискредитирована, по крайней мере, среди военного руководства. Новый начальник ВВС Я.П.Смушкевич в докладной записке наркому обороны С.К.Тимошенко сообщал:
«Дело стратосферных полетов находится в чрезвычайно неблагоприятных обстоятельствах. Каждый из воздухоплавателей на свой страх и риск подыскивает себе подходящую оболочку, подбирает экипаж и добивается разрешения на полет. При этом цифры показывают, что полеты в большинстве случаев оказываются недостаточно подготовленными.
Продолжать практику стратосферных полетов в таком неорганизованном виде я считаю нецелесообразным и компрометирующим столь серьезное дело.
Нарком поддержал Смушкевича, подчеркнув, что «…в настоящее время дело изучения стратосферы пока что лишено какого-либо практического оборонного значения и представляет чисто научный интерес».»

В результате военные решили передать организацию всех стратосферных полетов в Академию наук. Но началась война, и о полетах в стратосферу пришлось надолго забыть…

.

.

Список источников:
Ю.О.Дружинин, Д.А.Соболев. Полеты в стратосферу в СССР в 1930-е гг.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.