Энгельс Евгений (Эдмунд) Робертович (1880-1916).

Энгельс Эдмунд Робертович, с началом войны, видимо, сменил имя на Евгений, родился в 1880 году.
Штабс-капитан, был одним из весьма образованных военных летчиков русской авиации. Окончил Технологический институт и Артиллерийскую академию.
В 1912 году получил диплом летчика во Франции.
В 1915 году прошел курс обучения в Севастопольской офицерской школе авиации.
В 1915-1916 годах Е.Р.Энгельс построил два самолета, совершенно оригинальных и не похожих ни на какие другие. К сожалению, деятельность Е.Р.Энгельса, показавшего себя талантливым конструктором, продолжалась недолго: в декабре 1916 года он погиб при испытании своего второго самолета — летающей лодки истребителя «Энгельс I/II».

По свидетельству очевидцев, произошло следующее: «…В воздухе сломался задний лонжерон правого крыла по отверстиям облегчения в его стенках. Произошел обрыв заднего верхнего троса перекашивания, который в полете провисал, вибрировал и затем намотался на винт.» После этого машина перешла в крутое пикирование и ударилась о воду. Обломки гидросамолета были выловлены сразу, но тело пилота удалось найти лишь через полторы недели после усиленных поисков.

Официальная комиссия, расследовавшая катастрофу, пришла к такому заключению: главной причиной гибели «была поломка заднего коробчатого лонжерона» из-за того, что «крепление плоскостей к раме… недостаточно». Была выдвинута версия: морской истребитель погиб потому, что конструктор отдал предпочтение легкости конструкции в ущерб прочности. Но сомнения в достоверности выводов комиссии порождают результаты первого испытания самолета (8 августа 1916 г.), проводившегося в несравнимо более тяжелых условиях. Вот что зафиксировано в составленном после полета акте № 438:
«1. Подъем на редан — 4 секунды.
2. Разбег на редане — 7 секунд.
3. Горизонтальная скорость (по прибору) — 170 километров в час.
4. Подъем на высоту 100 метров около 5 минут.
5. Полезная нагрузка 200 килограммов.
…при порывистом ветре эластичность крыльев легко переносит удары воздушных волн.»

Тщательный осмотр летающей лодки, проведенный после испытаний, не обнаружил никаких опасных деформаций корпуса. Было проведено и еще одно испытание, также опровергающее выводы бакинской комиссии. В феврале 1917 года Временное правительство создало комиссию, которой было поручено «разобраться в целесообразности дальнейшей постройки летающих лодок штабс-капитана Энгельса». Эксперты пришли к выводу, что «постройка аппаратов со скоростью 170 км/ч желательна и что самолет Энгельса соответствовал всем требованиям гидроавиации.»

В результате заводу Мельцера, изготовившему в 1916 году опытный экземпляр морского истребителя, морское ведомство заказало 60 таких аппаратов. Первые экземпляры были изготовлены осенью 1917 года, и головная машина была предъявлена на испытания 10 октября. На этих испытаниях машина вела себя нормально, без каких-либо, тенденций к поломкам… хотя никаких серьезных конструкторских изменений внесено не было.

Очевидцы катастрофы морского истребителя: поручик B.Л.Кербер (в советское время известный деятель авиапромышленности) и прапорщик В.Д.Кирсанов — бывшие инструкторы Бакинской авиашколы — считали, что гибель летающей лодки Энгельса была результатом диверсии. О том, что действительно имела место диверсия, свидетельствует и письмо начальника Бакинской школы морской авиации, капитана 1-го ранга Яновича, адресованное одному из офицеров Генерального морского штаба и датированное 14 декабря 1916 года. В нем сообщается, что за несколько дней до катастрофы Энгельс обнаружил на своем самолете подпиленные тросы управления. Он сразу обратился к старшему лейтенанту Грузинову с просьбой выставить охрану к своей машине, но она по непонятным причинам так и не была выполнена…

Евгений Робертович Энгельс был похоронен 27 декабря (ст.ст.) 1916 года на Смоленском православном кладбище Петрограда.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Андрей Савин. Русский Авиационный музей. Энгельс I/II.
Сайт «Офицеры РИА». Энгельс Евгений Робертович