Летающая лодка-истребитель «Энгельс-I, -II, -III».

Разработчик: Энгельс
Страна: Россия
Первый полет: 1916 г.

Этот морской истребитель Е.Р.Энгельса стал примером нетрадиционного решения проблемы создания летающей лодки с летными характеристиками, близкими к данным сухопутных истребителей. Это был расчалочный «парасоль» с толкающей силовой установкой. Лодка сильно килеватая, узкая, имела деревянную конструкцию. Ясеневые лонжероны и сосновые шпангоуты, обшивка — 3-мм фанера. Редан съемный. Крыло двухлонжеронное, деревянное, обтянуто полотном с системой перекашивания. Загнутые вниз концы крыла плавно переходили в поплавки боковой остойчивости. Оперение обычное. Стабилизатор отсутствует. Руль поворота имел аэродинамическую компенсацию и небольшой киль. Управление тросовое, от штурвала и педалей. На кабине над крылом в яйцевидном обтекателе устанавливался двигатель «Gnome Monosoupape» (100 л.с.), затем «Le Rhone» (110 л.с.). Самолет получился легким и изящным.

Первый экземпляр самолета с двигателем «Gnome Monosoupape» мощностью 100 л.с., пилотировавшийся самим Е.Р.Энгельсом, показал скорость, рекордную для летающих лодок, — 170 км/ч. Испытания проходили в Бакинской школе морской авиации. В третьем полете 18 (5 — ст.ст.) декабря 1916 года произошла катастрофа. Взлет машины был идеальным. Гидросамолет плавно набрал высоту 600 м и здесь, по свидетельству очевидцев, произошло следующее: «…В воздухе сломался задний лонжерон правого крыла по отверстиям облегчения в его стенках. Произошел обрыв заднего верхнего троса перекашивания, который в полете провисал, вибрировал и затем намотался на винт.» После этого машина перешла в крутое пикирование и ударилась о воду. Обломки гидросамолета были выловлены сразу, но тело пилота удалось найти лишь через полторы недели после усиленных поисков.

Официальная комиссия, расследовавшая катастрофу, пришла к такому заключению: главной причиной гибели «была поломка заднего коробчатого лонжерона» из-за того, что «крепление плоскостей к раме… недостаточно». Была выдвинута версия: морской истребитель погиб потому, что конструктор отдал предпочтение легкости конструкции в ущерб прочности.
Но сомнения в достоверности выводов комиссии порождают результаты первого испытания самолета (8 августа 1916 г.), проводившегося в несравнимо более тяжелых условиях. Вот что зафиксировано в составленном после полета акте № 438:
«1. Подъем на редан — 4 секунды.
2. Разбег на редане — 7 секунд.
3. Горизонтальная скорость (по прибору) — 170 километров в час.
4. Подъем на высоту 100 метров около 5 минут.
5. Полезная нагрузка 200 килограммов.
…при порывистом ветре эластичность крыльев легко переносит удары воздушных волн.»

Тщательный осмотр летающей лодки, проведенный после испытаний, не обнаружил никаких опасных деформаций корпуса. Было проведено и еще одно испытание, также опровергающее выводы бакинской комиссии. В феврале 1917 года Временное правительство создало комиссию, которой было поручено «разобраться в целесообразности дальнейшей постройки летающих лодок штабс-капитана Энгельса». Эксперты пришли к выводу, что «…постройка аппаратов со скоростью 170 км/ч желательна и что самолет Энгельса соответствовал всем требованиям гидроавиации».
В результате, 27 апреля 1917 года заводу Мельцера, изготовившему в 1916 году опытный экземпляр морского истребителя, морское ведомство заказало 60 таких аппаратов. Первые экземпляры были изготовлены осенью 1917 года и головная машина была предъявлена на испытания 10 октября. На этих испытаниях машина вела себя нормально, без каких-либо, тенденций к поломкам… хотя никаких серьезных конструкторских изменений внесено не было.
Очевидцы катастрофы морского истребителя: поручик B.Л.Кербер (в советское время известный деятель авиапромышленности) и прапорщик В.Д.Кирсанов — бывшие инструкторы Бакинской авиашколы — считали, что гибель летающей лодки Энгельса была результатом диверсии. О том, что действительно имела место диверсия, свидетельствует и письмо начальника Бакинской школы морской авиации, капитана 1-го ранга Яновича, адресованное одному из офицеров Генерального морского штаба и датированное 14 декабря 1916 года. В нем сообщается, что за несколько дней до катастрофы Энгельс обнаружил на своем самолете подпиленные тросы управления. Он сразу обратился к старшему лейтенанту Грузинову с просьбой выставить охрану к своей машине, но она по непонятным причинам так и не была выполнена…

Руководить работой по производству летающих лодок Энгельса на завод Мельцера был приглашен А.Ю.Виллиш. Был принят двигатель «Le Rhone» мощностью 120 л.с. Первый самолет из этой серии был закончен 24 августа, второй — 9 сентября. Первое испытание самолета «Энгельс-II» (как его стали называть), которое проводил лейтенант Яковицкий, показало, что самолет зарывается на рулении правым крылом из-за реакции винта и не взлетает (чего не было при двигателе «Gnome Monosoupape»). Тогда в левое крыло был помещен груз в 18 фунтов — свинцовый лист, обернутый вокруг конца переднего лонжерона. Это помогло. 10 октября первый самолет был сдан морскому ведомству. Второй был передан не вполне законченным лишь в марте 1920 года. В военно-морской школе авиации, эвакуированной в Нижний Новгород; самолет был окончательно завершен и испытан на лыжах. Осенью школа перебазировалась в другой город, где через год, когда самолет имел уже сомнительную сохранность, С.А.Кочеригиным была предпринята попытка провести его испытания. При первой же попытке разбега отломались поплавки вместе с опущенными концами крыльев. Были поставлены поплавки от М-5, на стойках. При второй попытке произошел капот на разбеге, после чего самолет уже не восстанавливался. Это была очень нужная, особенно для Балтфлота, машина. Однако события конца 1917 года не позволили наладить выпуск ее в необходимом количестве. А после Гражданской войны самолет уже устарел.

ЛТХ:

Модификация: «Энгельс II»
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 7,50
Площадь крыла, м2: 14,20
Масса, кг
-пустого самолета: 385
-нормальная взлетная: 555
Тип двигателя: 1 х ПД Le Rhone
-мощность, л.с.: 1 х 120
Максимальная скорость, км/ч: 176
Экипаж: 1
Вооружение: один 7,7-мм пулемет «Vickers».

Летающая лодка-истребитель «Энгельс II».

2.Энгельс I II III - Россия - 1916 г.

Летающая лодка-истребитель «Энгельс II».

2а.Энгельс-III

Летающая лодка-истребитель «Энгельс III».

2б.Разбитый аппарат Энгелься после катастрофы.

Разбитый аппарат Е.Р.Энгелься после катастрофы.

3.Энгельс II. Схема

Энгельс II. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Андрей Савин. Русский Авиационный музей. Энгельс I/II.