Авиационные пулеметы «Vickers».

Разработчик: Vickers
Страна: Великобритания
Год создания: 1916 г.

На рубеже 19-20 веков английское стрелковое вооружение считалось едва ли не самым передовым, однако уже в годы 1-й Мировой войны в плане новых передовых разработок начал проявляться свойственный англичанам национальной консерватизм. Нельзя, конечно, сказать, что английские винтовки и пулеметы были чем-то принципиально хуже французских, немецких или американских, но в части созидания чего-то принципиально нового, революционного, англичане несколько отставали от остальных стран, лишь совершенствуя и доводя до идеала иностранные инновации. В области авиационного стрелкового вооружения этот тезис также не был исключением. Хотя, справедливости ради надо отметить, что в годы 1-й Мировой войны английские оружейники одними из первых опробовали в воздухе пушечное вооружение, разработали большое количество полезной периферии для авиационного вооружения, включая рассыпную пулеметную ленту, гидравлический синхронизатор и оборонительную турель — так называемое «Кольцо Скарффа». Но сами пулеметы, в первую очередь надежный, безотказный Vickers Mk.I, по сути, тот же доработанный «Максим», являлись плодами иностранных разработок.

Пулемет Vickers Mk.I это автоматическое оружие с водяным охлаждением ствола. Автоматика пулемета использует отдачу ствола при его коротком ходе. Пулемет допускал ведение только автоматического огня.
В первые месяцы 1916 года британские ВВС предприняли первую попытку адаптировать для использования в авиации стандартный армейский пулемет Vickers Mk.I . До сих пор самолеты в большинстве случаев являлись лишь летающими платформами, оружие, установленное на которых управлялось с помощью отдельного члена экипажа. Винт самолета являлся непреодолимым барьером для установки оружия для стрельбы строго по курсу. Эту проблему пытался решить знаменитый французский летчик-ас Ролан Гаррос (Roland Garros), установив пулемет на станине, выше плоскости винта. Однако данная установка позволяла вести огонь лишь стоя, отвлекая пилота от управлением самолетом. Существовало также решение установки пулемета на верхнем крыле истребителей бипланов того времени с дистанционным тросовым спусковым устройством. Однако, и в этом случае для перезарядки пулемета пилот должен был встать в кабине самолета, что было и неудобно и небезопасно. Позднее было разработано устройство Фостера, позволявшее для перезарядки подтянуть пулемет вниз, что, кстати, позволяло вести огонь из пулемета не только строго вперед.

С самого начала войны проводились интенсивные работы связанные с адаптацией пулемета Vickers для использования на самолетах. В первую очередь были предприняты попытки снижения массы пулемета, весившего 18 с лишним килограммов. Прежде всего избавились от массивной ёмкости водяного охлаждения, заменив его на оребренный радиатор воздушного, прикрытый легким перфорированным кожухом, что сразу же уменьшило массу пулемета с 13,6 кг (а с учетом воды в радиаторе 18,2 кг) до 11,4 кг. Также была проведена модернизация подачи ленты, что было самым радикальным изменением. Теперь ленту можно было подавать как с правой, так и с левой стороны, что позволяло устанавливать два пулемета рядом друг с другом. Кроме того, была добавлена ручка, регулирующая натяжение возвратной пружины. Этот вариант пулемета, получивший обозначение Vickers Mk.II, ограниченно использовался в британской авиации в конце 1-й мировой войны.

Как только союзная авиация стала нести большие потери от истребителей Фоккера. строевые части начали требовать оснастить их боевые самолеты устройствами, аналогичными немецким пулеметным синхронизаторам. По иронии судьбы братья Вильям и Джордж Эдвардсы, жившие в Лондоне, предлагали на рассмотрение подобную систему еще в 1914 году, но получили любезный ответ, что в «настоящее время для подобного устройства не может быть найдено применения». Первый синхронизатор, принятый на вооружение у союзников, был выпущен французской фирмой «Morane-Saulnier». Вскоре и англичане наладили производство синхронизирующего устройства APSIAD, созданного майором А.В.Веллингтоном. В дальнейшем на французские самолеты и аэропланы Королевского воздушного корпуса (RFC) устанавливались синхронизаторы Челленджера, выпускавшиеся фирмой «Vickers», а на морские машины — изделия совместной разработки англичанина Скарфа и офицера российского императорского флота В.В.Дыбовского. Также использовались и другие разработки.

Первым зарубежным самолетом с курсовым синхронным оружием, оказавшимся на вооружении российской авиации в 1916 году, стал французский истребитель «Nieuport N.10», выпускавшийся также и на русских заводах.

Первые синхронизаторы были очень «капризными» и ненадежными устройствами, требовавшими постоянной настройки. Тем не менее, благодаря им, самолеты союзников в кратчайшие сроки были оснащены курсовым наступательным вооружением и баланс сил, нарушенный истребителем Фоккера, был восстановлен. До этого времени лучшим авиационным оружием у союзников считался пулемет Льюиса.

Изобретателем же первого российского синхронизатора является инженер Г.Лавров. Опытный образец был изготовлен осенью 1915 года, а с апреля 1916 года синхронизаторами Лаврова оснащались самолеты И.И.Сикорского С-16.

Попытки создания авиационного синхронизатора предпринимались многими инженерами стран Антанты, но в основном это были механические устройства, кинематически связанные с валом двигателя посредством набора рычагов и тяг. Такие устройства требовали большой точности изготовления и постоянной регулировки. К тому же слишком часто выходили из строя в процессе эксплуатации в боевых условиях.

Революцию в этом направлении совершил румынский инженер Георгий Константинеско (George Constantinesco), живший в Лондоне. Он первым отбросил идею механического привода синхронизатора, применив гидравлику. Суть идеи сводилась к передаче импульса от вала двигателя на поршень масляного гидроцилиндра, который, в то же время, был связан с шепталом пулемета. Каждый раз, когда лопасть винта подходила к определенному положению, поршень воздействовал на шептало пулемета, прерывая огонь, и возобновляя его, как только лопасть миновала зону стрельбы.

Таким образом, в один момент все механические синхронизаторы мгновенно устарели.

С осени 1916 года в RFC стандартным стал гидравлический синхронизатор системы Константинеско-Коллейя, принятый на вооружение в августе того же года.

Но как только стало ясно, что для истребителя стрельба сквозь плоскость вращения винта более не является проблемой и намного эффективнее, пулемет Максима-Виккерса вышел на передний план. С 1917 года синхронные пулеметы «Vickers» начали устанавливать практически на всех крупносерийных английских и французских истребителях. Какое-то количество самолетов попало и в Россию.

Основные модификации авиационных пулеметов Vickers:
Vickers Mk.I — первая модификация с водяным охлаждением. Выпускался с 1912 года калибра 7,7 мм; 8 мм; 7,92 мм. В авиации начал применяться в 1916 году.
Vickers Mk.II — авиационная облегченная версия с кожухом воздушного охлаждения для установки с синхронизатором. Выпускалась с 1917 года в нескольких субмодификациях.
Vickers Mk.III — улучшенная версия предыдущей модели, оснащенная дульным ускорителем и зарядной ручкой с правой стороны.
Vickers Mk.V — версия Mk.III с двухсторонней подачей ленты.
Vickers Class E — экспортное обозначение версий синхронного пулемета Mk.II; III; V.
Vickers Class F — турельная версия пулемета с дисковым магазином на 97 патронов.
Ceska-Zbrojovka CZ vz.30 или MG 30(t) — чешская лицензионная версия на основе Vickers Class E под немецкий патрон Маузера 7,92 х 57 мм. Выпускалась с ленточным питанием и дисковым магазином на 50 патронов.
Тип BI — экспортное обозначение пулемета Vickers Class E для Японии.
Тип 89 модель 2 — японская армейская версия предыдущего типа под патрон 7,7 х 58SR Тип 92.
Те-1 — японская армейская версия Тип 89 Модель 2 для турельных установок. Комплектовалась как ленточной двухсторонней подачей, так и дисковым магазином на 69 патронов.
Тип 97 — японская версия для морской авиации под английский патрон 0,303″ British 7,7 х 56R.

ТТХ:

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Пулеметы Vickers Мк.I и Мк.II

Пулеметы «Vickers» Мк.I и Мк.II.

3.Синхронные пулеметы Vickers Мк.I

Синхронные пулеметы Vickers Мк.I на истребителе.

3а.Vickers Mk.I

Курсовой синхронизированный пулемет «Vickers» Mk.I.

Авиационный пулемет «Vickers» Мк.I в экспозиции музея.

4.Авиационные пулеметы Lewis и Vickers в музее.

Авиационные пулеметы «Lewis» и «Vickers» в музее.

5.Авиационный пулемет Vickers. Схема.

Авиационные пулеметы «Vickers». Схема.

6.Схема подачи патронов.

Схема подачи патронов.

.

.

Источник:
Денис Евстафьев. «Максим» и его авиакоманда.
Сайт «Уголок неба». 2014 г. страница: «Vickers Mk.I(V)».