Бакинская офицерская школа Морской авиации.

Осенью 1915 года, в самый разгар Первой Мировой войны, Российский Императорский Флот испытывал острую нужду в военных лётчиках, а Гутуевская (Петроградская) офицерская школа Морской Авиации (ОШМА) не могла обеспечить все потребности. Более того, наступал зимний период, когда обучение полётам с воды на Балтике становилось невозможным. В этой связи, руководство Морского Генерального Штаба (МГШ) предприняло некоторые шаги, направленные на исправление сложившейся ситуации.

Ещё 16 сентября 1915 года начальник МГШ Русин в своём письме за № 14048/3987 обратился в отдел воздушного флота с просьбой: на зимнее время открыть отделение Петроградской ОШМА в Баку. Первоначально данное решение рассматривалось как временное и преследовало цель обеспечить бесперебойную подготовку лётных кадров Морской Авиации в любое время года.

Причин, по которым был выбран именно Баку, было несколько:
— это был один из немногих крупных портов, не замерзающих в зимнее время, что позволяло вести обучение морских лётчиков круглогодично;
— помимо чисто климатических факторов, немалую роль сыграло и то обстоятельство, что Бакинский порт к началу XX века стал самым крупным портом Российской Империи по грузообороту, а техническое оснащение порта создавало весьма благоприятные условия для размещения школы Морской Авиации именно в Баку;
— нельзя сбрасывать со счетов и то, что Баку был достаточно удалён от основных ТВД и в меньшей степени испытывал трудности военного времени.

18 сентября 1915 года Великий Князь Александр Михайлович приказал «…открыть в Баку на зимнее время Отделение Петроградской ОШМА под наблюдением капитана 1 ранга в отставке Андрея Александровича Яновича, одного из деятелей г. Баку, и уведомить о том администрацию Бакинского военного порта, с целью оказания капитану 1 ранга Яновичу самого широкого содействия».

Поздней осенью 1915 года в Баку перебазировали часть постоянного состава и материального имущества Петроградской школы. Руководил формированием школы начальник воздухоплавательного отделения МГШ ст. лейтенант А.А.Тучков.

Большой вклад в создание школы внесла Бакинская городская управа, в лице её руководителя Мамед-Гасана Гаджинского. Наряду с управой, деятельное участие в обустройстве школы приняли командир Бакинского порта контр-адмирал Е.В.Клюпфель и начальник Бакинского торгового порта капитан 1 ранга в отставке Данилов.

В распоряжение Школы поступила так называемая Каменная пристань, на которой Городская управа за свой счет построила открытый гараж на 4 автомобиля, материальный склад, инвентарный склад, слесарно-сборочную мастерскую, достаточно поместительную кают-кампанию для офицеров и небольшое здание для канцелярии Школы. Был построен ангар и 2 спуска для гидропланов. Для помещения команды удалось получить шхуну «Али-Абат». Кроме того, на шхуне был организован лазарет с аптекой и отлично оборудована фотографическая комната для работы офицеров. Городом было проведено электрическое освещение пристани, спусков самолетов, всех помещений школы и шхуны «Али-Абат».

В середине октября 1915 года А.А.Яновичу было сообщено, что число аппаратов будет значительно больше предполагаемого ранее и что придется установить второй ангар.
«Ввиду тесноты Каменной пристани после больших хлопот мне, к счастью, удалось получить рядом с Каменною так называемую Старо-таможенную пристань, которую город оборудовал за свой счет.»

Первый эшелон с командой офицеров и нижних чинов прибыл в Баку 12 ноября 1915 года, а второй — через месяц, 14 декабря. Всё оборудование школы было закончено к 22 ноября 1915 года, когда состоялось открытие Бакинского отделения Петроградской офицерской школы Морской Авиации. Командование им было поручено капитану 1 ранга А.А.Яновичу. Второй эшелон был отправлен из Петрограда 30 ноября и прибыл в Баку 14 декабря 1915 года.

Помимо Представителей руководства Школы и офицеров Переменного состава, а так же представителей православного духовенства Бакинской Губернии, на Торжественном открытии Бакинского Отделения ОШМА присутствовал весь «цвет» тогдашнего бизнеса Баку и военно-морское руководство Каспийской флотилии. В отчете от 30 апреля 1916 года А.А.Янович писал:
«Молебен с водосвятием служил Епископ Бакинский Григорий. На открытие Школы мною были приглашены все власти, представители Городского самоуправления, по 20 человек учащихся при своем начальстве от каждого из учебных заведений Баку, а также ряд крупных лиц из обывателей города.
После молебна был поднят флаг О.В.Ф., произнесены здравицы Государю Императору, Наместнику Его Императорского Величества на Кавказе Великому Князю Николаю Николаевичу, Августейшему Председателю Особого Комитета Его Императорскому Высочеству Великому Князю Александру Михайловичу и были демонстрированы первые публичные полеты.»

1.Молебен в честь открытия Бакинской школы морской авиации

Молебен в честь открытия Бакинского отделения офицерской школы морской авиации.

1.Торжественное построение в честь открытия

Торжественное построение в честь открытия Бакинского отделения офицерской школы морской авиации.

1а.Подготовка гидроплана М-5 к пробному полету в день открытия школы

Подготовка гидроплана М-5 к пробному полету в день открытия школы.

1б.Офицерская кают- кампания и Канцелярия БОШМА. 1

Офицерская кают-кампания и Канцелярия БОШМА.

2.Офицерская Кают- кампания и Канцелярия Школы.

Офицерская кают-кампания и Канцелярия БОШМА.

3.В офицерской кают- кампании БОШМА.

В офицерской кают-кампании БОШМА.

4.Один из курсантов БОШМА заполняет журнал на метеорологической станции.

Один из курсантов БОШМА заполняет журнал на метеорологической станции.

4а.У метеостанции БОШМА производят пуск шара-зонда

У метеостанции БОШМА производят пуск шара-зонда.

4б.Курсанты БОШМА на наблюдательной вышке

Курсанты БОШМА на наблюдательной вышке.

5.Вид слесарно-сборочной и кузнечно-паяльной мастерских при БОШМА

Вид слесарно-сборочной и кузнечно-паяльной мастерских при БОШМА.

5а.Внутренний вид слесарно-сборочной мастерской при БОШМА

Внутренний вид слесарно-сборочной мастерской при БОШМА.

5б.Вид гаража школы Бакинской школы морской авиации. 1915-1916 гг.

Гараж Бакинской школы морской авиации. 1915-1916 гг.

5г...

Члены административной части Бакинской школы морской авиации. В центре сидит Начальник Бакинского Отделения ОШМА капитан 1-го ранга А.А.Янович, справа от него сидят: лейтенант Б.Р.Миклашевский и штабс-капитан А.Е.Грузинов.

5д.Дежурный офицер БОШМА снимает пробу пищи,приготовленной для курсантов.

Дежурный офицер БОШМА снимает пробу пищи, приготовленной для личного состава авиашколы.

5е.Группа курсантов и офицеров БОШМА за обедом в кают-кампании

Группа курсантов и офицеров БОШМА за обедом в кают-кампании.

Уже 23 ноября 1915 года начались учебные полёты. Команда Бакинского отделения составляла 160 человек. Несмотря на официальное название — «офицерская школа», в нёй, наряду с офицерами, обучались и нижние чины — авиационные унтер-офицеры, авиационные кондукторы, охотники (добровольцы) и матросы.

Курсанты прибывали в Школу разными путями. Большая часть курсантов прибыла тремя эшелонами из Петрограда вместе с оборудованием и техникой для Школы — 12 ноября 1915 года, 14 декабря 1915 года и 31 декабря 1915 года, но некоторые курсанты прибывали отдельно.

В своем рапорте от 30 апреля 1916 года Начальник Бакинского Отделения ОШМА ОВФ капитан 1-го ранга А.А.Янович писал: «За все время деятельности Школы ( 22.11.1915 г. — 28.04.1916 г. ) в ней было обучающихся 40 офицеров и 17 нижних чинов, имеющих право на производство в офицеры, а также 6 нижних чинов этого права не имеющих.
По день окончания полетов и занятий (27.04.1916 г.) Школа окончательно выпустила 20 морских летчиков офицеров и 1 нижнего чина. Из числа 16 обучающихся офицеров и 22 обучающихся нижних чинов в Петроград после закрытия школы вылетели самостоятельно 7 офицеров и 8 нижних чинов и следовательно, почти готовых морских летчиков.»
26.01.1916 года Школа прибрела моторный катер «РЭМУ» и моторный катер с авиационным названием «Элерон». В Приказе по Школе за № 181 НШ А.А.Янович указывал, что нужно «привести их немедленно в полный порядок». Плавсредства были необходимы, т.к. в Школу прибывали новые офицеры и охотники, число аппаратов в воздухе и интенсивность полётов возрастала с каждым днём.

6.Офицеры БОШМА у ангара с гидропланом

Офицеры БОШМА у ангара с гидропланом.

6а.Вид территории БОШМА со стороны пирса.

Вид территории БОШМА со стороны пирса.

6б.Вид территории БОШМА со стороны моря.

Вид территории БОШМА со стороны моря.

6в.Шхуна Али-Абат.

Шхуна «Али-Абат».

6г.Вид части жилой палубы шхуны Али-Абат.

Вид части жилой палубы шхуны «Али-Абат».

6д.Ангары Бакинской оф.школы мор.авиации (БОШМА)

Ангары Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

7.Ангары Бакинской оф.школы мор.авиации (БОШМА). 2

Ангары Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

8.Ангары Бакинской оф.школы мор.авиации (БОШМА). 3

Ангары Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

9.Вид сверху на ангары и причалы Бакинской авиашколы.

Вид сверху на ангары и причалы Бакинской авиашколы.

10.Офицеры шк.мор.ав.на мот.катере РЭМУ. 1916 г.

Офицеры БОШМА на моторном катере «РЭМУ». 1916 г.

10а.Офицеры шк.мор.ав.на мот.катере Элерон. 1916 г.

Офицеры БОШМА на моторном катере «Элерон». 1916 г.

15 декабря 1915 года в Баку было направлено ещё несколько аэропланов производства завода Щетинина. Только 15 января 1916 года эти лодки были получены и поставлены на учёт приказом по отделению школы. Для обучения полётам, согласно отчёту Яновича, имелось «…8 учебных аппаратов двух систем: типа М-5 и типа F.B.A. … Весной 1916 г. школа получила один аппарат Кертисс, но полётов на нём было сделано мало…». Обучение, в основном, осуществлялось на гидросамолётах конструкции Григоровича М-5, М-9, М-11.

Согласно приказу по БОШМА № 121 от 16.01.1916 г. на учёте в Бакинском отделении школы по Ведомости авиационного имущества состояли:
а) исправные:
— 5 аппаратов Щетинина М-5 с моторами «Моносупан»;
— 2 аппарата ФВА с моторами «Моносупан»;
— 1 аппарат Щетинина М-9 с мотором «Сальмсон»;
— 1 аппарат Щетинина М-10 с мотором «Моносупан»;

б) разобраны:
— 1 аппарат Щетинина М-5;
— 1 аппарат Щетинина М-9;
— 1 аппарат Кертисс;

в) в ремонте:
— 2 аппарата Щетинина М-5 без двигателей.

Всего: 14 аппаратов.

11.Летающая лодка М-5 Бакинской оф. шк. ав.

Летающая лодка М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

12.М-5 Бакинской школы мор. авиации.

Летающая лодка М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

12а.Спуск на воду гидроплана М-5.

Летающая лодка М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

12в.Гидроплан М-5 выруливает на старт.

Гидроплан М-5 выруливает на старт.

12г.М-5 заходит на посадку.

М-5 заходит на посадку.

12д.Курсанты БОШМА вытаскивают из воды гидроплан М-5.

Матросы и курсанты БОШМА вытаскивают из воды гидроплан М-5.

13.Летающая лодка FBA тип С Бакинской авиашколы.

Летающая лодка F.B.A. тип С Бакинской авиашколы. 1915 г.

27 апреля 1916 года занятия и полёты в Бакинском отделении офицерской школы Морской Авиации были завершены. Отдел Воздушного флота готовится к приёму большой партии новых курсантов, для обучения в Петроградской школе.

Осенью 1916 года Бакинское отделение школы возобновило свою работу.

На протяжении всей Первой Мировой войны главными задачами Морской Авиации были разведка и корректировка артогня. Основной упор в подготовке лётчиков в Бакинском отделении школы делался на эти виды боевого применения. Позднее к ним добавилось и бомбометание, для чего был выделен полигон на о. Песчаный в Бакинской бухте.

Кроме подготовки пилотов, на базе Бакинского отделения школы производились испытания новой техники для Морской Авиации:

-22 декабря 1915 года в Баку состоялся первый полёт летающей лодки М-9 Д.П.Григоровича. Испытания шли до 9 января 1916 года;

14.Летающая лодка М-9 на испытаниях в БОШМА. 1916 г.

Летающая лодка М-9 на испытаниях в Бакинской офицерской школе морской авиации. 1916 г.

14а.Гидроплан М-9 заруливает к пирсу после полета.

Гидроплан М-9 подруливает к пирсу после полета.

— в феврале 1916 года на Васильевском острове в Петрограде, на заводе Щетинина, конструктор А.Н.Седельников построил летающую лодку М-10. Её испытания проводились в Баку. Лодка показала лётные качества лучше, чем у М-5, однако в серийное производство принята не была. После испытаний самолёт оставили в Бакинском отделении авиашколы;
— в ноябре 1916 года в Петрограде, на заводе Щетинина, был построен прототип морского истребителя М-15. После первых испытательных полётов самолёт перевели в Бакинскую школу, для продолжения всесторонних испытаний. Но, из-за отсутствия двигателей, самолёт остался в единственном экземпляре;
— в 1916 году в Баку проходили также испытания морского истребителя конструкции штабс-капитана Е.Р.Энгельса. 5 декабря 1916 года, во время третьего испытательного полёта самолёт потерпел катастрофу, в которой погиб сам конструктор (по одной из версий, причиной катастрофы стала диверсия);
— в конце 1916 года в Бакинском отделении Петроградской ОШМА прошли испытания летающей лодки ВМ-4 конструкции А.Ю.Виллиша. После испытаний самолёт был куплен Морским ведомством и оставлен при школе для дальнейшей эксплуатации. В серию он запущен не был, так как уже имелась весьма надёжная и отработанная в производстве лодка М-5 конструкции Д.П.Григоровича.

14б.Летающая лодка М-10.

Летающая лодка М-10.

14в.Летающая лодка М-15.

Летающая лодка М-15.

С 25 февраля 1917 года Бакинское отделение Петроградской школы морских лётчиков стало именоваться 5-м дивизионом Воздушной бригады особого назначения флотилии Северного Ледовитого океана. Начальником дивизиона был назначен ст. лейтенант А.Е.Грузинов (ранее исполнявший обязанности начальника Бакинского отделения). Позднее в составе Воздушной бригады был сформирован 6-й авиадивизион, который также размещался в Баку. Предположительно, этот дивизион был вооружён колёсными самолётами.

15.Летчики-инструкторы БОШМА. 1917 г.

Летчики-инструкторы БОШМА. 1917 г.

Приказом исполняющего обязанности Морского министра капитана 1 ранга Б.П.Дудорова от 17.06.1917 г. штаб Воздушной бригады особого назначения был расформирован. Входившие в её состав 5-й и 6-й дивизионы стали именоваться Бакинской офицерской школой Морской Авиации (однако, в связи с отменой в России званий и сословий, слово «офицерская» было изъято из её наименования). Таким образом, школа стала самостоятельным военно-учебным заведением, наравне с Петроградской и Красносельской школами.

В составе школы разделение на дивизионы сохранялось ещё некоторое время: один из них был гидроавиационным, а другой — сухопутным (какой номер носил каждый из них, требует уточнения). В последующем дивизионы были слиты под единым командованием школы. Для их функционирования школа располагала двумя аэродромами: гидро- и сухопутным.

В декабре 1917 года школа и Морская станция в Баку продолжают действовать. Нехватка запчастей и двигателей становится остро ощутимой. С задачей получить новые моторы и запчасти, на Черноморский Флот был направлен лейтенант Лишин. Но там его встретили полнейшие беспорядок и анархия. Ему с трудом удаётся вернуться живым в Баку. Но и в Баку обстановка с каждым днем ухудшается. В феврале 1918 года от пули патруля на улице города погибает начальник БШМА ст. лейтенант С.А.Петров.

В исторической литературе существуют два противоположных варианта восприятия личным составом школы установления в Баку советской власти. Согласно одной версии, личный состав поддержал в апреле 1918 года «Бакинскую Коммуну» под руководством С.Шаумяна и включился в борьбу с азербайджанскими националистами и турками. По другой — одна лишь Бакинская ШМА не только не разделяла плана большевиков по захвату города, но и была настроена против этого выступления. Истина, как всегда, находится где-то посередине. Очевидно, с установлением большевистской власти руководство школой восприняло её как законную, но после падения «Коммуны» стала служить новой национальной власти.

Однако, как бы командование школы не относилось к «Советам», 10 апреля 1918 года оно выделило два отряда лодок М-9 для участия в операции против турецких войск и мусаватистских националистов:
— один из них, составом двух лодок, разместился в порту Петровский. В помощь этому отряду, в июне 1918 года в Дербенте был организован воздушный пост. Главной задачей отряда была охрана береговой линии, а также участие в экспедициях красных войск в горы, против мятежных племен;
— второй отряд, составом трёх лодок М-9, расположился на о. Сара под Ленкоранью. За ним закрепилось название — Саринская боевая воздушная база. Этим отрядом командовал охотник флота, ученик-лётчик Кропотов. На отряде лежала задача охраны границы до р. Астария и содействие отрядам красных войск, защищающих Мугань.

28 мая 1918 года Азербайджан провозгласил о своей независимости после распада Закавказской федерации.

Приближение турецких войск к Баку на расстояние 160-215 км на Тифлисском направлении заставило руководство школы сформировать авиационный отряд (2 летающие лодки М-9), который разместился на озере Аджи-Кабул. В это же время в самом городе из оставшихся самолётов и пилотов школы был сформирован Бакинский (Кубанский) гидроавиадивизион на самолётах М-5 и М-9 (По свидетельству В.Л.Корвина-Кербера, это же время Бакинская школа была расформирована. Одновременно в Москве был сформирован Кубанский авиационный дивизион, направленный в Баку. Среди лётчиков дивизиона, которым командовал В.Л.Корвин-Кербер, был П.Е.Депп, ранее служивший инструктором в Бакинской ОШМА.), под командованием А.А.Степанова (позднее — А.С.Демченко). В состав дивизиона входило два гидроавиационных отряда летающих лодок (командир авиаотряда «Веди» — В.Л.Корвин-Кербер). Сама школа ещё некоторое время сохранялась как подчинённая часть.

8 июля 1918 года, ввиду отсутствия финансовой помощи и материального снабжения, а также потери части персонала, приказом № 489 Бакинская школа Морской Авиации была расформирована, а 11 инструкторов, 26 учлётов и 15 авиаспециалистов переведены в Нижний Новгород, для дальнейшего прохождения службы и обучения.

К концу июля, с продвижением турок к Баку, Аджи-Кабульский авиаотряд перебазировался в город.

28 июля 1918 года в Азербайджане эсеры свергли власть большевиков. Однако с 30 июля лётчики гидроавиадивизиона приняли участие в воздушной обороне Баку, длившейся 45 дней, теперь уже на стороне эсеровских властей против наступавших со стороны Грузии турецких войск Нури-паши. Лётчики проводили фоторазведку, бомбили военные объекты, корректировали артиллерийский огонь, вели воздушные бои. В этих вылетах использовались, в основном, летающие лодки М-5 и М-9. Всего было сброшено до 6 т бомб и 160 кг стрел.

4 августа 1918 года в Азербайджан из Энзели (Персия) прибыли английские войска — так называемые добровольческие силы «Данстерфорс» (Названы так по имени их командира — английского генерала Данстервиля. Кроме англичан, в состав этих отрядов входили и добровольцы бывшей российской армии и флота.), а 14 августа ими были арестованы и впоследствии казнены руководители «Бакинской коммуны».

В боях с турками авиаторы дивизиона несли потери:
— 8 августа огнём с земли был повреждён самолёт М-9, пилотируемый морским лётчиком Сахаровым и механиком Тидриком. Самолёт сел в расположении турецких позиций. 22 сентября лётчик скончался в турецком госпитале (12 августа скончался от ран механик Тидрик);
— 1 сентября зенитным огнём турок над Баку был сбит самолёт М-5, пилотируемый морским лётчиком Таракановым и механиком Клешным. Оба они погибли.

В начале сентября, под напором превосходящих турецких войск, англичане вынуждены были покинуть город.

Накануне вступления турок в город, 14 сентября 1918 года все ангары Бакинского гидроавиадивизиона, а также 5 неисправных самолётов М-5 были уничтожены. Часть личного состава и имущества были погружены на пароход и убыли в порт Петровск.

15 сентября 1918 года, в день занятия турецкой армией Баку, лётчики гидроавиадивизиона П.Е.Депп и М.М.Огородников сделали попытку перелететь на двух сухопутных самолетах «Farman F.30» через Каспийское море в Красноводск (250 км). Самолёт, пилотируемый Деппом с летнабом Котляровым, погиб в море, а самолёт Огородникова благополучно приземлился в 40 км севернее Красноводска. Из Красноводска этот самолёт был направлен в г. Ашхабад, где он оставался, по крайне мере, до ноября 1918 года.

Ещё некоторое количество лётчиков гидроавиадивизиона, под командованием А.С.Демченко, на самолётах М-5 и М-9 перелетели на о. Нарген, а оттуда — в Астрахань, где составили основу Каспийского гидроавиадивизиона.

Турецкая оккупация Баку длилась полтора месяца и вскоре после подписания (30 октября 1918 г.) перемирия между Османской империей и странами Антанты, с 17 ноября турки ушли из города. В этот же день в город вновь вошли английские войска. Теперь власть в нём взяли местные националисты и белогвардейцы под «надзором» английского военного командования.

В декабре 1918 года Бакинская авиашкола была возрождена, но теперь уже под другим флагом. Её начальником и одновременно, начальником отдела гидроавиации белых был назначен поручик морского ведомства Г.Я.Блюменфельд. С 19 декабря он стал начальником гидроавиации Каспийского моря, основу которой составил вновь сформированный на базе школы гидроавиационный отряд из 6 самолётов (3 М-9, 3 М-5) (Любопытно, что в советской историографии пишется о том, как красные военморлёты уничтожили все имущество школы, а на исправных самолётах перелетели к своим. Тогда откуда же взялись 6 летающих лодок для Каспийского гидроавиаотряда белых?!).

После падения «Советов» новое правительство Азербайджанской Республики приступило к решению реорганизационных вопросов по созданию на базе школы морских лётчиков первого азербайджанского авиационного отряда, зенитной батареи и штаба военно-воздушного флота Азербайджана.

В марте 1920 года граница Советской России проходила по отрогам Главного Кавказского хребта. На территории Закавказья существовали формально независимые национальные правительства в Грузии, Армении и Азербайджане за спиной которых стояли английские и турецкие войска. 27 апреля в Баку вспыхнуло вооружённое восстание, инспирированное большевиками, и уже на следующий день была провозглашена Азербайджанская ССР. В июне того же года советская власть была установлена над большей частью республики.

Уже 25 мая 1920 года в Баку была вновь открыта Морская школа авиации Азербайджанской ССР. Начальником школы был назначен выпускник Бакинской школы 1918 года — морской лётчик, бывший прапорщик по авиационной части — К.А.Павлов. Данная школа под его руководством существовала до 1932 года. Но, очевидно, она уже не принадлежала военному ведомству.

Начальники школы (дивизиона):
-А.А.Янович (октябрь 1915 г. — июнь 1916 г.)
-Проворихин (июль-сентябрь 1916 г., ВрИД)
-Быков (сентябрь 1916 г., ВрИД)
-А.Е.Грузинов (октябрь 1916г. — май 1917г.)
-Яковицкий (лето 1917г., ВрИД)
-С.А.Петров (до февраля 1918., убит)
-В.П.Антоненко (ноябрь 1917 г. — март 1918 г.)
-В.Л.Корвин-Кербер (с мая до 15 сентября 1918 г.) — Так указано в автобиографии В.П.Корвина-Кербера, написанной им в 1931 г.
-А.С.Степанов (июль-сентябрь 1918 г., погиб в 1919 г.)
-Г.Я.Блюменфельд (декабрь 1918г. — декабрь 1919 г.)
-К.А.Павлов (с мая 1920 г. — в 1932 г.).

Наименования школы в разные годы существования:
-Бакинская офицерская школа Морской Авиации.
-Морская школа авиации Азербайджанской ССР.
-Кубанский авиационный дивизион.
-Бакинское отделение Петроградской школы морских лётчиков.
-5-й и 6-й воздушные дивизионы Бригады особого назначения флотилии СЛО.
-Бакинский гидроавиадивизион.

.

.

Список источников:
П.В.Левшов, Д.Е.Болтенков. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010).
Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012 г.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ». Бакинская офицерская школа Морской Авиации.