Летающая лодка М-15.

Разработчик: Григорович
Страна: Россия
Первый полет: 1916 г.М-15

Гидросамолет М-15 возник в порядке дальнейшего совершенствования летающей лодки М-9 с целью получения более высоких летных характеристик. В нем предполагалась установка более мощного двигателя при одновременном уменьшении размеров — прежде всего несущей поверхности крыльев. По назначению М-15 являлся двухместным морским разведчиком с двигателем «Hispano-Suiza» мощностью 150 л.с. При приеме на службу использовалось флотское обозначение самолета «ЩИ» — «Щетинин с Испаной».

Изготовление первого опытного экземпляра завершилось в ноябре 1916 года и после непродолжительных сдаточных испытаний его отправили для опытной эксплуатации в морскую авиашколу в Баку. В январе 1917 года из Баку последовало требование доработок М-15, основные положения которых сводились к более удобной компоновке управления и оборудования, более качественному изготовлению.

С точки зрения пилотирования летающая лодка М-15 оценивалась очень хорошо. Она обладала более высокой полетной скоростью и скороподъемностью чем М-9, особо отмечали ее высокую маневренность. Уже в ходе серийной постройки в носовой части оборудовали стрелковую установку для пулеметов «Максим» или «Lewis», причем встречались как минимум два варианта верхнего грота носовой части лодки.

М-15 определяли как средний тип между истребителем и разведчиком и в боевых условиях считали более эффективным, чем М-9. Изготовление серии этих летающих лодок началось со второй половины 1916 года, развивалось не очень стремительно, однако продолжалась довольно долго. Последние 9 машин сдали флоту в 1921 году. Всего построили 87 экземпляров М-15.

Большая часть М-15 использовалась на Балтике, ориентировочно до двух десятков на Черном море (в 1916 году числилось 8 штук), и два экземпляра в летной школе в Баку.

Два М-15 после революции достались Финляндии, еще один такой аппарат также оказался за границами России, после чего судьба его оказалась весьма долгой и необычной. Этот М-15 с флотским номером ЩИ-1 был оставлен русскими летчиками как неисправный при отступлении из Аренсбурга. Немцы вывезли гидроплан в Германию, где демонстрировали его сначала в качестве трофея, а затем сделали экспонатом Берлинского музея авиации, где он находился до 1945 года. Затем самолет был вывезен в Польшу, в настоящее время хранится в авиационном музее города Кракова.

ЛТХ:

Модификация: М-15
Размах крыла, м: 11,50
Длина, м: 8,40
Высота, м: 3,10
Площадь крыла, м2: 45,50
Масса, кг
-пустого самолета: 840
-нормальная взлетная: 1210
Тип двигателя: 1 х ПД «Hispano-Suiza»
-мощность, л.с.: 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч: 130
Крейсерская скорость, км/ч: 106
Продолжительность полета, ч.мин: 5
Cкороподъемность, м/мин: 91
Практический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 7,62-мм пулемет.

1.Летающая лодка М-15 в Баку. 1917 г.

Летающая лодка М-15. Баку. 1917 г.

2.М-15 на пирсе.

Летающая лодка М-15.

3.Винто-моторная группа М-15.

Винто-моторная группа летающей лодки М-15.

3а.Хвостовая часть М-15.

Хвостовая часть М-15.

3б.М-15 у ангара.

Летающая лодка М-15.

4.М-15 в авиамузее г.Краков. 1

Летающая лодка М-15 в авиамузее г.Краков.

5.М-15. Рисунок 1

М-15. Рисунок 1.

6.М-15. Рисунок 2

М-15. Рисунок 2.

7.М-15. Схема 1

М-15. Схема 1.

9.М-15. Схема 2

М-15. Схема 2.

.

.

Список источников:
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов, Владимир Иванов. Самолеты Дмитрия Григоровича.
А.О.Александров. Аппараты Щетинина и Григоровича.