Летающие лодки ВМ-2 и ВМ-4.

Разработчик: Виллиш
Страна: Россия
Первый полет: 1916 г.ВМ-2.

Интерес, проявленный Акционерным обществом В.А.Лебедева к постройке летающих лодок Виллиша, привел к взаимной договоренности о сотрудничестве и получению в декабре 1915 года заказа от Морского ведомства на постройку однотипной, с BM-1, летающей лодки.

Новый аппарат, получивший обозначение BM-2, в основном был близок к первому экземпляру. Отличием явилась несколько измененная двухместная лодка, хвостовая ферма из стальных труб и хвостовое оперение с небольшим стабилизатором и рулями высоты в плане повторяющим форму верхнего крыла. Кроме этого, ротативный двигатель «Gnome Monosoupape» был прикрыт обтекаемым капотом, заканчивающимся коком-обтекателем воздушного винта.

BM-2 приняли на снабжение морской авиации 29 июня 1916 года и направили в Петроградскую школу морской авиации. Позднее лодку доставили в Баку. Известно, что пока готовилась постройка BM-2, изобретатель А.А.Братолюбов пригласил к себе некоторых сотрудников и рабочих А.Ю.Виллиша. В результате удалось изготовить почти копию BM-1. Самолет, однако, не доводился и не летал.

ЛТХ:

Модификация: ВМ-2
Размах крыла, м
-верхнего: 15,10
-нижнего: 10,60
Длина самолета,м: 9,40
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome Monosoupape»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: —
Крейсерская скорость, км/ч: —
Продолжительность полета, ч: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2

1.Летающая лодка ВМ-2.

Летающая лодка ВМ-2.

2.Установка двигателя Gnome Monosoupape 100 л.с. на BM-2.

Установка двигателя «Gnome Monosoupape» 100 л.с. на летающей лодке BM-2.

3.BM-2. Схематичный рисунок

BM-2. Схематичный рисунок.

 

Виллиш ВМ-4.

Данный экземпляр, который изготовили на заводе В.А.Лебедева, почти полностью соответствовал BM-2, однако был оснащен механизмом изменения угла установки крыльев. Именно последнее обстоятельство позволяет предположить, что этот самолет, оснащенный двигателем «Gnome Monosoupape» 100 л.с. явился отремонтированным BM-1 и под обозначением ВМ-4 его представили к сдаче заказчику.
В конце 1916 года ВМ-4 испытали и впоследствии эксплуатировали в школе морских летчиков в Баку. Летные и технические характеристики ВМ-4 не обнаружены.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
А.О.Александров. Самолеты отечественной конструкции.
Техника и Вооружение. Ивнамин Султанов. Контристребитель ВМ-5.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.