Летающая лодка ВМ-1.

Разработчик: Вилиш
Страна: Россия
Первый полет: 1915 г.Первый экземпляр ВМ-1. 1915 г.

Конструктор-энтузиаст А.Ю.Виллиш (Александр фон Виллиш) происходил из курляндских помещиков и свои первые опыты в авиастроительстве начинал в Германии и Англии. В 1915 году совместно с владельцем деревообделочной фабрики Ф.В.Эбергардом он построил летающую лодку, в отношении которой позднее использовалось обозначение ВМ-1. Самолет, выполненный по бипланнои схеме, имел короткий лодочный корпус, снабженный ферменной хвостовой частью. По причине отсутствия подходящих стальных труб хвостовую ферму выполнили из стволов бамбука.

Корпус 3-местной лодки имел 5 реданов для улучшения взлетных характеристик, кроме этого по бортам корпуса конструктор разместил т.н. «ножи» (подобие современных подводных крыльев). Последнее устройство при испытаниях на воде не показало преимуществ и вскоре было демонтировано. Еще одно оригинальное приспособление предназначалось для изменения угла установки крыльев в полете. Управление осуществлялось при помощи штурвала из кабины летчика.

Вид несущих плоскостей и горизонтального оперения ВМ-1 в плане весьма напоминал немецкий «Таубе». Данное обстоятельство объяснялось более ранними работами Виллиша, также имеющими сходство с этим распространенным аппаратом.

В качестве силовой установки использовался двигатель «Gnome Monosoupape» мощностью 100 л.с. с толкающим воздушным винтом.

Испытания ВМ-1 начались в ноябре 1915 года летчиком Г.А.Фриде. Летные характеристики оценивались как вполне удовлетворительные, однако полностью испытать самолет не удалось. На 3-й день испытаний, 23-го ноября, лодка столкнулась с льдиной и после полученных повреждений затонула. После извлечения ВМ-1 из воды короткое время судьба самолета оставалась неясной. Благодаря договоренности конструктора с В.А.Лебедевым в декабре 1915 года аварийный образец доставили на Комендантский аэродром, где его история продолжилась.

Развитием ВМ-1 по данным В.Б.Шаврова стал самолет ВМ-4. Данный экземпляр, который изготовили на заводе В.А.Лебедева, почти полностью соответствовал ВМ-2, однако был оснащен механизмом изменения угла установки крыльев. Именно последнее обстоятельство позволяет предположить, что этот самолет, оснащенный двигателем «Gnome Monosoupape» 100 л.с. явился отремонтированным ВМ-1 и под обозначением ВМ-4 его представили к сдаче заказчику.

В конце 1916 года ВМ-4 испытали и впоследствии эксплуатировали в школе морских летчиков в Баку.

ЛТХ:

Модификация: ВМ-1
Размах крыла, м
-верхнего: 15,60
-нижнего: 10,70
Длина самолета, м: 9,50
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 35.00
Масса, кг
-пустого самолета: 450
-максимальная взлетная: 800
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome Monosoupape»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 110
Крейсерская скорость, км/ч: 86
Продолжительность полета, ч: 4
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 3.

1.Первый экземпляр ВМ-1. 1915 г.

Первый экземпляр летающей лодки ВМ-1 на заводском дворе. 1915 г.

2.Гидроплан ВМ-1. Вид сверху.

Первый экземпляр ВМ-1. Вид сзади-сверху. 1915 г.

3.ВМ-1 на заводском дворе.

ВМ-1 на заводском дворе. 1915 г.

Аппарат Виллиша ВМ-1 виден на заднем плане.

Рабочие деревообделочной фабрики Эбергарда во дворе фабрики, аппарат Виллиша «ВМ-1» виден на заднем плане. 1915 г.

4.ВМ-1. Схема

ВМ-1. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
А.О.Александров. Самолеты отечественной конструкции.