Летающая лодка М-10.

Разработчик: Григорович
Страна: Россия
Первый полет: 1916 г.М-10

Согласно сведений В.Б.Шаврова летающая лодка М-10 с двигателем «Gnome Monosoupape» мощностью 100 л.с. строилась на ПРТВ С.С.Щетинина по проекту инженера А.Н.Седельникова. Отличалась малыми размерами и размещением пилотов друг за другом. Элероны отсутствовали, управление по крену осуществлялось при помощи гоширования, т.е. перекашивания задней кромки верхних крыльев. Для этой цели наружные Л-образные межкрыльевые стойки сходились на переднем лонжероне верхнего крыла, чем достигалась достаточная подвижность законцовок крыла.

М-10 построили в конце 1915 года и в январе 1916 года испытали в Баку. В полете самолет показал недостаточную поперечную устойчивость по причине заметного влияния гироскопического момента ротативного двигателя. В ходе руления лодку ощутимо заливало водой, взлет оказался более продолжительным, чем у М-5. В целом признавалось, что М-10 проявила себя неудовлетворительно и от ее дальнейшего совершенствования отказались. Впоследствии М-10 разобрали, ее корпус использовал штабс-капитан Е.Р.Энгельс при создании своего лодочного истребителя.

ЛТХ:

Модификация: М-10
Размах крыла, м: 9,20
Длина, м: 8,60
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 26.00
Масса, кг
-пустого самолета: 600
-нормальная взлетная: 900
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome Monosoupape»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 125
Крейсерская скорость, км/ч: 105
Продолжительность полета, ч.мин: 4
Cкороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2

Прототип М-10 на причале.

Прототип летающей лодки М-10 на причале.

2.Прототип М-10 на испытаниях.

Прототип М-10 на испытаниях.

3.Хвостовое оперение гидроплана М-10.

Хвостовое оперение гидроплана М-10.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
А.О.Александров. Аппараты Щетинина и Григоровича.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 7 за 2012 г. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.