Юрьев Борис Николаевич (1889-1957).
Один из пионеров вертолетостроения. Несмотря на то, что его имя не носит ни один вертолет, выработанные им теоретические основы и практические решения, подготовленные им специалисты явились основой, на которой возникло отечественное вертолетостроение.
Борис Юрьев родился 29 октября 1889 года в Смоленске. Отец мальчика, офицер-артиллерист Николай Александрович, человек высокообразованный, имел патенты на изобретения и публиковал статьи по усовершенствованию артиллерии. От него, вероятно перешла к Борису страсть к изобретательству и ремеслу, которая проявилась уже в детстве. После окончания гимназии в 1900 году Борис поступил кадетом во Второй Московский кадетский корпус, который закончил в 1907 году пятым из 45, с похвальным листом и наградой.
После корпуса мальчик поступил в Московское техническое училище (будущее МВТУ). Здесь он встретился с Н.Е.Жуковским, стал активным членом воздухоплавательного кружка.
В 1909 году Борис Николаевич решил создать геликоптер. Он воспользовался теорией С.К.Джевецкого, но соединил ее с теорией идеального винта. Совместно со студентом Г.Х.Сабининым, Юрьев разработал теорию расчета винта геликоптера, который затем прошел проверку на практике. Н.Е.Жуковский назвал расчеты молодых ученых «теорией Сабинина-Юрьева». Под этим названием она существует поныне.
В 1910 году Юрьев сделал заявку, патентуя геликоптер своей системы.
В 1911 году в журнале «Автомобиль и воздухоплавание» появилась первая публикация Юрьева «О наиболее полезном грузе, поднимаемом аэропланами и геликоптерами при данной силе мотора». В ней автор предлагал простой и удобный способ определения поверхности крыльев, который при данной мощности двигателя обеспечивают наибольший поднимаемый полезный груз. Он рекомендовал все самолеты строить с исследованием кривых веса, подъемной силы и скорости, вычерченных в зависимости от поверхности крыльев. В этой статье Юрьев впервые употребил термин «аэробус», который нашел применение на практике лишь через десятилетия.
Весной 1912 года геликоптер построили.
Студент Б.H.Юрьев у своего геликоптера в 1913 году.
Геликоптер Юрьева явился первой машиной такого класса, который построили не эмпирически, а на основе теоретического расчета и экспериментов. Авиаконструктору присудили Малую Золотую медаль. Проект намного опережал время. Юрьев первым разработал строгую схему вертолета, обосновал использование вспомогательных рулевых винтов. Предложил автомат-перекос, до наших дней являющийся важнейшей частью любой винтокрылой машины.
С началом Первой мировой войны Юрьева, еще до окончания МТУ, отправили служить в крепость Новогеоргиевск. А затем в Эскадру тяжелых самолетов «Илья Муромец». Летом 1915 года он работал в комиссии по применению зажигательных бомб и попал в плен при падении крепости Новогеоргиевск, где командовал группой батарей. За три года в плену Юрьев составил конспект по теории винтов с большим числом диаграмм, оформленный почти как книга. Конспект стал основой дальнейших разработок ученого.
После возвращения в декабре 1918 года Юрьев начал работу над проектом «Четырехмоторный тяжелый самолет» и 5 мая 1919 года защитил его. Жуковский пригласил его в МВТУ лаборантом. Осенью молодой инженер-механик начал преподавать в только что основанном Московском авиатехникуме. Затем он стал преподавателем в МВТУ, а с 1920 года в созданной Жуковским Военно-воздушной академии, где со временем основал кафедру.
В 1919 году Юрьев начал работать в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), он возглавил группу, которая положила начало экспериментальному аэродинамическому отделу, где разрабатывали проекты аэросаней, лыж, винтов, проектировали тяжелый самолет «КОМТА». Ученый также проектировал будущие лаборатории, аэродинамические трубы и другое оборудование.
На основе экспериментов и теоретических изысканий в 1922 году Б.Н.Юрьев предложил графоаналитический метод расчета винтов, позволяющий легко учитывать влияние трения на струю винта и на скорость вращения струи. Ученый разработал относительную вихревую теорию, издал учебники «Воздушные винты» и «Экспериментальная аэродинамика».
По инициативе Бориса Николаевича в 1926 году в ЦАГИ была организована вертолетная группа. Которая разрабатывала геликоптер по схеме, предложенной Юрьевым. Ученый начал с исследований, в результате которых были избраны три наиболее перспективные схемы: одновинтовый вертолет с рулевым винтом и автоматом-перекосом, духвинтовый и восьмивинтовый. В результате первых в мире экспериментов такого рода, позволивших определить характеристики несущего винта у земли, появилась возможность построить геликоптер ЦАГИ 1-ЭА. 14 августа 1932 года первый советский вертолетчик А.М.Черемухин поднял машину на 605 метров и установил рекорд высоты.
В 1935-1937 годах Юрьев состоял главным научно-техническим консультантом по вопросам проектирования и строительства лабораторий научно-исследовательского сектора ЦАГИ. В 1939 году ему присвоили звание бригадного инженера, в 1940 году удостоили звания Заслуженного деятеля науки РСФСР.
Летом 1941 года Бориса Николаевича эвакуировали с Военно-воздушной академией в Свердловск. В эвакуации ученый, имевший чин бригад – инженера, занимался разработкой и строительством аэродинамической лаборатории, научными разработками для нужд обороны.
В 1943 году АН СССР избрала Николая Борисовича действительным членом. В этом же году академия вернулась в Москву. Юрьев занимался восстановлением и расширением экспериментальной базы. Он завершил статью «Расчет крыла произвольной формы», опубликованную в 1944 году и содержавшую новую методику расчета, предложенного автором.
В 1948 году вышла книга Б.Н.Юрьева «Импульсная теория воздушных винтов». Борис Николаевич собирался создать теорию, которая бы объединила все самолетные пропеллеры, роторы вертолетов, вентиляторы, ветряные двигатели и турбинные колеса. В процессе работы над темой Юрьев обнаружил, что задача гораздо сложнее, чем представлялось ранее. Завершить работу он не успел.
Ученый занимался новыми вопросами в вертолетостроении. В частности, он являлся сторонником машин, которые могли взлетать и садиться вертикально, но лететь затем с большой скоростью.
Борис Николаевич считал, что изучение истории науки и техники способствует становлению инженеров и ученых, которые получают широкий взгляд на развитие творческой мысли. В 1958 году вышла его книга «История вертолетов».
С 1952 года по 1957 год Юрьев заведовал кафедрой вертолетостроения в МАИ. В 1953 году его наградили орденом Ленина.
Борис Николаевич был энтузиастом идеи создать самолет вертикального взлета и посадки с рядом поворотных электродвигателей вдоль крыльев. По его инициативе в 1954 году при МАИ была организована небольшая группа исследователей, разработавшая на уровне эскизного проектирования четырехмоторный конвертоплан большой грузоподъемности и большой скорости полета, однако для него еще не было достаточно легких и мощных турбогенераторных электростанций.
За свою жизнь Б.Н.Юрьев подал свыше 40 заявок на изобретения, получил 11 патентов. 2 авторских и два охранных свидетельства. Среди его изобретений — ручка управления одновременно несколькими двигателями многовинтового вертолета, привязной геликоптер с реактивным винтом, реактивный винт, новая схема самолета-вертолета и другие.
У Бориса Николаевича была своя четко изложенная схема подхода к изобретательству, сочетавшая широкий полет фантазии в период разработки нового со строжайшей проверкой новизны, целесообразности и пользы.
Борис Николаевич скончался 14 марта 1957 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве. Имя великого изобретателя носит теплоход. В 1961 году вышел двухтомник «Избранных трудов» ученого. Эта книга нетленный памятник Борису Николаевичу Юрьеву. В Смоленске именем Б.Н.Юрьева названа улица в Заднепровском районе.
Награды:
-два ордена Ленина,
-орден Отечественной войны 1-й степени,
-орден Красной Звезды,
-медали.
Лауреат Сталинской премии второй степени (1943 г., 1946 г.).
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940 г.).
27 сентября 1943 года присуждено звание академика по отделению технических наук (аэродинамика, авиация).
.
.
Список источников:
Юрьев Борис Николаевич. Статья из Большой советской энциклопедии.
Александр Школьников. Основоположник отечественного вертолётостроения.