0..А.М.Черемухин. 1950-е.Черемухин Алексей Михайлович (1895-1958).

Советский авиаконструктор, профессор, доктор технических наук, крупнейший специалист в области прочности летательных аппаратов, пионер отечественного вертолетостроения, летчик.

Родился 18 (30 мая) 1895 года в Москве в семье педагогов. Отец Михаил Никифорович — преподаватель математики, инспектор Императорского училища Большого и Малого театров. Мать Зинаида Алексеевна (урожд. Худзинская) преподавала иностранные языки.
В 1914 году окончил с золотой медалью 5-ю Московскую классическую мужскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, на механический факультет.
Когда началась Первая Мировая война, Алексей Черёмухин оставил учёбу в институте и поступил вольноопределяющимся в 13-й корпусной авиационный отряд в действующей армии.
В июне 1915 года он был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где попал на четырёхмесячные «Теоретические курсы» Н.Е.Жуковского. Лекции читали ученики профессора, там же Черёмухин познакомился и с А.Н.Туполевым. В это же время он познакомился и с будущей женой, Ниной Фёдоровной Рерберг.
По окончании курсов, в начале февраля 1915 года, выдержал экзамен на лётчика и был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
24 марта 1916 года произведён в чин прапорщика. В апреле 1916 года прапорщик Черёмухин совершил свой первый боевой полёт, а 12 декабря 1916 года был удостоен звания «военный лётчик». Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.
За мужество и отвагу был награждён 6-ю орденами Российской Империи, а также высшим боевым орденом Франции — «Военным крестом».
20 декабря 1917 года Управлением Военного Воздушного Флота А.М.Черёмухин был назначен инструктором в Качинскую военную авиационную школу в Севастополе, после расформирования которой в марте 1918 года вернулся в Москву.
В 1917-1918 годах — инструктор Качинской авиационной школы.
Окончил МВТУ в 1922 году.
С 1918 года по 1938 год работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Проектировал и строил аэродинамические трубы, первые советские самолёты (АК-1, «КОМТА»), вертолёты. 14 августа 1932 года, испытывая вертолёт ЦАГИ 1-ЭА, Черёмухин достиг высоты 605 м, превысив официальный мировой рекорд.
Одновременно занимался преподавательской деятельностью (МВТУ, МАИ, Военно-воздушная академия РККА).

В 1937 году был арестован НКВД, работал в Центральном конструкторском бюро-29 НКВД над проектами «100», «102» и «103». В дальнейшем работал в Опытном конструкторском бюро (ОКБ) А.Н.Туполева. Внес большой вклад в работу над самолетом Ту-4. Один из авторов новых послевоенных норм прочности, позволивших создать скоростные реактивные самолеты.

С 1953 года — заместитель А.Н.Туполева. В 1955 году реабилитирован.
А.М.Черемухин много занимался конструкцией и прочностными характеристиками стреловидных крыльев большого удлинения. Именно эти работы позволили спроектировать и построить крылья самолетов Ту-95 и М-4. На основании разработанных А.М.Черемухиным методов моделирования удалось детально изучить нагрузки на элементы конструкций околозвуковых и сверхзвуковых самолетов, найти наиболее рациональные технологические методы изготовления этих элементов. Все эти наработки были использованы в ОКБ при проектировании самолетов Ту-16, Ту-95, Ту-98 и Ту-22 и реактивных пассажирских самолетов ОКБ.
А.М.Черемухину принадлежит техническое обоснование идеи подобно-масштабного перехода от компоновки и конструкции среднемагистрального Ту-104 к ближнемагистральному Ту-124.

Скончался 19 августа 1958 года в Паланге (ныне Литва). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

В 1982 году ЦК ДОСААФ учредил переходящий приз — «Кубок Черёмухина» и медаль его имени за достижения в вертолётном спорте.

Награды:
-орден Св.Владимира IV степни с мечами и бантом;
-орден Св.Анны II степени с мечами;
-орден Св.Анны III степени с мечами и бантом;
-орден Св.Анны IV степени с надписью «За храбрость»;
-орден Св.Станислава II степени с мечами и бантом;
-орден Св.Станислава III степени;
-три ордена Ленина;
-два ордена Трудового Красного Знамени;
-орден Красной Звезды;
-медали;
-Ленинская премия (1957 г.) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104;
-Сталинская премия первой степени (1951 г.);
-Сталинская премия первой степени 1952 г.) — за работу в области самолётостроения.

1.Военный летчик A.M.Черемухин в годы Первой мировой.

Военный летчик A.M.Черемухин в годы Первой мировой.

2.А.М.Черемухин. 1930-е годы.

А.М.Черемухин. 1930-е годы.

.

.
Список источников:
Е.Л.Залесская, Г.А.Черемухин. Инженер божьей милостью.
Сайт «Уголок неба». Отечественные авиаконструкторы.