Петляков Владимир Михайлович (1891-1942).
Владимир Михайлович родился 15 июня (27 июня по новому стилю) 1891 года в селе Сембек Ростовского (на Дону) уезда в семье чиновника. После смерти отца многодетная семья перебралась в Таганрог. В этом городе он закончил приходскую школу, затем техническое училище. Работал в железнодорожных мастерских помощником машиниста.
Увлечение техникой привело его в Московское высшее техническое училище, которое он с перерывом окончил в 1921 году. Руководитель его дипломной работы А.Н.Туполев пригласил Петлякова к себе в Центральный аэрогидродинамический институт.
В составе конструкторской группы А.Н.Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов КБ Туполева.
В 1925-1936 годах Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов Туполева. Участник создания самолетов АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-16 (ТБ-4) и других самолетов КБ. Самостоятельную работу Владимир Михайлович начал с модернизации самолета ТБ-3.
Был репрессирован (1938-1940 гг.). Работал в ЦКБ-29 НКВД главным конструктором высотного истребителя ВИ-100 (будущего пикирующего бомбардировщика Пе-2). Главный конструктор бомбардировщиков Пе-2 и Пе-8 КБ завода № 22 в Казани. Лауреат Государственной премии СССР.
12 января 1942 года Петляков и его заместитель вылетели в Москву на двух новых самолётах Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Полёт проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань — Москва. После того как, самолёты пролетели Сергач и мост через реку Пьяну, самолёт в котором находился Петляков, упал в поле возле деревни Мамешево и разбился. Весь экипаж и Петляков погибли.
Похоронен В.М.Петляков на Арском кладбище в Казани.
Награды:
-Сталинская премия первой степени (1941 г.);
-Государственная премия СССР;
-два ордена Ленина;
-орден Красной Звезды.
.
.
Источник:
А.Н.Пономарев. Советские авиационные конструкторы.