Пикирующий бомбардировщик Пе-2 (ПБ-100).

Разработчик: ОКБ Петлякова
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.0.пе-2

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны. Его разработка началась в 1938 году в ЦКБ-29 — знаменитой туполевской «шараге» на улице Радио. Первоначально из опытного самолёта, строившегося под кодовым обозначением ВИ-100, создавался высотный истребитель сопровождении тяжёлых бомбардировщиков.
Самолет ВИ-100 имел два двигателя М-105 с турбокомпрессорами ТК-2 (по два на каждый двигатель). На самолете были устроены две гермокабины. В передней кабине располагался летчик, а в задней штурман-бомбардир и стрелок-радист. У штурмана имелось дублированное управление самолетом. У стрелка-радиста предусматривалось дистанционное управление хвостовым пулеметом ШКАС. В носовой части фюзеляжа, перед гермокабиной летчика располагалась батарея, состоявшая из двух пушек ШВАК и двух пулеметов ШКАС.

Летные испытания ВИ-100 в варианте истребителя начались 22 декабря 1939 года. Испытывал самолёт Пётр Стефановский. Однако в мае 1940 года вышло решение о переделке «Сотки» в пикирующий бомбардировщик. На переделку отводилось всего полтора месяца. Первоначально конструкторам очень хотелось оставить в новой машине, получившей название ПБ-100, главные изюминки высотного истребителя – герметичную кабину и турбонагнетатели, но от них пришлось отказаться – комадование ВВС требовало по возможности упростить самолёт, так как в преддверии надвигающейся войны лётчиков стали готовить по сокращённой программе. Кроме того, по опыту военных действий в Польше и во Франции было ясно, что большая высотность самолётам не понадобится.

Наиболее заметной внешней переменой было смещение вперед кабины пилота. За пилотом, чуть справа, находилось место штурмана. Носовая часть снизу была остеклена, что позволяло вести прицеливание при бомбометании. Штурман имел стрелявший назад пулемет ШКАС на шкворневой установке. За задней кромкой крыла находилось место стрелка-радиста, управлявшего подфюзеляжной кинжальной установкой ШКАС.

Серийный выпуск ПБ-100 поручили московскому заводу № 22, где до этого строили Ар-2. Полный комплект рабочих чертежей завод получил в июле 1940 года, а к концу года изготовил первый пикировщик. В том же году после введения новой системы обозначения самолетов по фамилиям руководителей КБ бомбардировщик ПБ-100 переименовали в Пе-2. Коллектив Петлякова тем не менее оставался в структуре НКВД. Внедрением самолета в серию занимался А.И.Путилов.

Серийное производство Пе-2 разворачивалось очень быстро. Весной 1941 года эти машины начали поступать в строевые части. 1 мая 1941 года над Красной площадью в парадном строю пролетел полк Пе-2 (95-й СБАП полковника С.А.Пестова). К началу войны ВВС получили 458 самолетов Пе-2. В масштабах Советских ВВС это было не так уж много. Например, в западных военных округах на 22 июня 1941 года помимо 377 устаревших СБ имелось всего 42 Пе-2, а также 22 Ар-2 и 24 Як-4. В то время самолеты СБ составляли около 70% фронтовой авиации. Не все Пе-2 успели перегнать в строевые части. В июне 1941 года под Минском застряло 30 бомбардировщиков Пе-2. Эти машины «присвоила» 13-я авиадивизия Ф.П.Полынова, которая, самостоятельно изучив их, с успехом применяла в боях на территории Белоруссии.

Днем 22 июня 1941 года 17 самолетов Пе-2 5-го бомбардировочного авиаполка разбомбили Галацкий мост через реку Прут. Этот скоростной и достаточно маневренный самолет мог действовать днем в условиях превосходства противника в воздухе. Так, 5 октября 1941 года экипаж ст. лейтенанта Горслихина принял бой с девятью немецкими истребителями Bf.109 и сбил три из них.

Накопленный боевой опыт вынуждал внести ряд изменений в первоначальную конструкцию машины. Первым подверглось ревизии вооружение. Четыре пулемета ШКАС не обеспечивали должного отпора немецким истребителям, которые господствовали в небе, а Пе-2 зачастую летали без сопровождения. Кроме того, из частей поступали жалобы на заедание оружия в подфюзеляжной установке. Срочно пришлось изменить узел подачи ленты. На 13-й серии Пе-2 было принято кардинальное решение — правый передний ШКАС заменить пулеметом УБ калибра 12,7 мм. То же самое сделали с подфюзеляжной точкой. Это сразу увеличило огневую мощь самолета. Пулемет УБ был весьма эффективным оружием с большим весом пули и высокой выходной скоростью и практически не уступал немецкой авиапушке MG FF. С 22-й серии на Пе-2 установили усовершенствованные моторы М-105РА.

Выпуск Пе-2 постоянно возрастал. К 1 декабря 1941 года их число достигло 1626 (включая истребители Пе-3). Пе-2 уже строили четыре завода: № 22, № 39, № 124, № 125. Завод № 22 в октябре 1941 года эвакуировали в Казань, где был образован целый комплекс заводов, изготовлявших Пе-2. В ходе серийного производства менялся внешний вид машины. Уменьшилась площадь остекления носа фюзеляжа. В конце 1941 года возникли перебои с металлом и в Казани была сконструирована деревянная хвостовая часть, которой укомплектовали некоторые машины выпуска 1941-го и 1942 года.

12 января 1942 года в авиационной катастрофе погиб В.М.Петляков. Самолет Пе-2, на котором летел конструктор, по пути в Москву попал в мощный снегопад, потерял ориентировку и врезался в холм в районе Арзамаса. Место главного конструктора ненадолго занял А.М.Изаксон, а затем его сменил А.И.Путилов.

Фронт крайне нуждался в современных бомбардировщиках. В начале 1942 года от казанских заводов поступало до 13 машин ежедневно, в марте 1942 года только завод № 22 выпустил 108 Пе-2, а в декабре — уже 210. В 1942 году трудоемкость изготовления одной машины снизилась до 13,2 тыс. чел./ч по сравнению с 25,3 тыс. чел./ч в 1941 году.

Продолжалось дальнейшее совершенствование самолета. На 83-й серии пулемет ШКАС у штурмана заменили на крупнокалиберный УБТ. Установка при этом осталась шкворневой. Подобные переделки еще раньше выполнялись в различных боевых частях. Теперь УБТ ставили и на машины более раннего выпуска, для чего были изготовлены специальные переделочные комплекты, которые монтировались на фронте заводскими бригадами или механиками и оружейниками бомбардировочных полков. Было разработано убираемое лыжное шасси. Причем, в отличие от аналогичного варианта самолета Ил-2, у Пе-2 на лыжах имелась обычная гондола для колесного шасси, на которую на винтах одевались дополнительные панели, закрывающие убранные лыжи Правда, это устройство не получило широкого распространения.

На 105-й серии сменили радиополукомпас РПК-2 на более современный РПК-10. Однако на машинах выпуска конца 1941-го — начала 1942 года радиополукомпасом РПК-2 укомплектовывали только разведывательный вариант Пе-2 (о нем будет сказано ниже). Со 110-й серии (в июне 1942 г.) шкворневую установку у штурмана заменили экранированной турелью-башней (типа ФЗ). Этот вариант в зарубежной, да и в нашей литературе часто называют Пе-2ФТ, хотя в официальных документах такого обозначения нет (просто Пе-2 соответствующей серии). Параллельно была усилена бронезащита и установлен переносной пулемет ШКАС у стрелка. Его можно было «перебрасывать» с борта на борт примерно за 30 секунд. Стрелок-радист вел огонь через небольшие круглые окошечки, расположенные по бортам кабины. Известны случаи, когда физически очень сильные стрелки стреляли из этого пулемета «с рук» через верхний люк кабины, прикрытый от набегающего потока небольшим откидным козырьком. Изменялись также электро- и гидросистемы, бензосистема и т.п.

Резко улучшить летные характеристики Пе-2 можно было только увеличив тягу двигателей. Поэтому со 179-й серии моторы М-105РА заменили на форсированные М-105ПФ взлетной мощностью 1210 л.с. Этот шаг был отчасти вынужденным -за счет прекращения производства моторов М-105РА собирались увеличить выпуск М-105ПФ. Мотор М-105ПФ первоначально предназначался для истребителей и был рассчитан на установку пушки. Эти двигатели ставили на Як-1, Як-7 и ЛаГГ-3. Особенностью М-105ПФ было то, что он оптимизировался для малых и средних высот полета (за счет регулировки наддува), поэтому после его установки максимальная скорость Пе-2 на высотах до 4000 м выросла, а выше, наоборот, упала. Несколько ухудшились и высотные характеристики. Положение усугублялось еще и тем, что с 22-й серии самолеты комплектовались винтами ВИШ-61Б, подобранными под режимы работы мотора М-105РА. После смены моторов винты остались прежними, что не позволяло полностью реализовать возможности нового двигателя. Тем не менее установку М-105ПФ можно считать прогрессивной, поскольку был достигнут выигрыш в наиболее важном для советско-германского фронта диапазоне высот. У земли максимальная скорость самолета выросла примерно на 25 км/ч. Моторы М-105ПФ устанавливали в боевых частях и на машины более ранних серий. Поскольку капоты моторов РА и ПФ не были взаимозаменяемы (вал редуктора мотора ПФ располагался на 60 мм выше), то старые капоты разрезали и к ним приклепывали новые самодельные секции.

С 1943 года Пе-2 заняли первое место по количеству машин такого типа в бомбардировочной авиации. Старые СБ были вытеснены в учебные и транспортные подразделения, а немногочисленные Ар-2 и Як-4 в большинстве своем потеряны на фронтах. Летом 1943 года Пе-2 широко использовались на Курской дуге. Высокая точность бомбометания делала их весьма эффективным оружием. За один день 16 июля 1943 года летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса (действовало 115 самолетов) на Центральном фронте уничтожили 55 танков, 229 автомашин, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 12 пулеметных и минометных точек, 7 складов горючего и боеприпасов.

Новый крупный шаг в совершенствовании бомбардировщика был сделан на 205-й серии. В 1944 году были приняты меры по улучшению аэродинамики самолета: поставлены обтекатели на щитках пикирования, улучшена герметизация самолета, модернизирована турель у штурмана (внешнее отличие новой турели — одно большое «ухо» аэродинамического компенсатора вместо двух поменьше), изменена нижняя крышка капота мотора, поставлены новые всасывающие патрубки, перенесена вперед мачта радиоантенны вместе с трубкой Пито. Начиная с 205-й серии на 100 самолетах вместо коллекторов установили индивидуальные реактивные выхлопные патрубки, что дало дополнительный прирост скорости.

Пе-2 -основной самолет советской бомбардировочной авиации — сыграл выдающуюся роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Этот самолет применялся как бомбардировщик, разведчик, истребитель (его не использовали только как торпедоносец). Пе-2 воевали на всех фронтах и в морской авиации всех флотов. В руках советских летчиков Пе-2 в полной мере раскрыл заложенные в нем возможности. Скорость, маневренность, мощное вооружение плюс прочность, надежность и живучесть были его отличительными чертами. Пе-2 был популярен у летчиков, предпочитавших зачастую эту машину иностранным. С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны «Пешка» служила верой и правдой.

Конструкция Пе-2.

Пе-2 имел цельнометаллическую конструкцию хорошей аэродинамической формы и был очень компактен. Два двигателя жидкостного охлаждения М-105Р по 1100 л. с. обеспечивали самолету скорость 540 км/ч – лишь на 30 км/ч меньше, чем у фашистского истребителя Ме-109Е, действовавшего в первые годы Великой Отечественной войны на советско-германском фронте.
Фюзеляж-полумонокок состоял из трех основных секций. Продольный набор составляли четыре лонжерона и стрингеры, поперечный – штампованные дюралюминиевые шпангоуты. Обшивка из дюралюминиевого листа крепилась к каркасу заклепками с потайной головкой.
Средняя часть фюзеляжа и центроплан конструктивно представляли собой единый узел.
Консоли двухлонжеронного крыла легко отстыковывались от центроплана, что позволяло быстро ремонтировать машины в полевых условиях. На отъёмных консолях, в нижней части их поверхности, монтировались четырёхщелевые тормозные щитки размахом 1800 и шириной 330 мм. Отклоняясь на 90 градусов, эти щитки уменьшали скорость пикирования.
Стабилизатор пикировщика также был двухлонжеронным и состоял из двух симметричных консолей, состыкованных посередине. Нервюры стабилизатора были выполнены штамповкой из листов дюраля Д16.
Кили-шайбы двухкилевого вертикального оперения закреплялись на концах стабилизатора. Чтобы облегчить работу летчика в процессе посадки машины, когда рулей высоты «не хватало», был применен электромеханизм для изменения установочного угла стабилизатора. Электромеханизмы служили и для управления триммерами рулей и элеронов, створками радиаторов и посадочными щитками.
В аварийной ситуации тормозные щитки убирались вручную вращением вала с насечками, расположенного сзади рабочего места штурмана.
Тормозные щитки были сблокированы с триммером руля высоты и при выпуске их на 45°, он отклонялся на – 4,5°. При нажатии на кнопку автомата пикирования для вывода самолета или боевую кнопку при подвешенных бомбах, триммер руля высоты переводился на 1°30’.

Экипаж самолёта состоял из трёх человек. В передней кабине слева размещались лётчик, сзади и правее его – штурман. В задней кабине находился стрелок-радист.
Передняя кабина, где размещался лётчик и штурман, имела довольно скромное пилотажно-навигационное оборудование: на приборной доске лётчика кроме измерителей скорости и высоты размещался пневматический авиагоризонт АГП 2, указатель крена и скольжения «Пионер», магнитный компас Ки-10, а на полу кабины компас А-4.
Для прицеливания при бомбометании использовался оптический прицел ОПБ-1Р и коллиматорный прицел лётчика ПБП-1А, служащий для прицеливания при бомбометании с пикирования и стрельбе из носовых пулемётов. На остеклённой нижней части кабины экипажа была нанесена красная курсовая черта.

Двигателями самолёту служили два авиамотора М-105Р. При 148-милиметровом диаметре цилиндров и 170-миллиметровом ходе поршня этот 12-цилиндровый двигатель имел 35,08-литровый рабочий объём и развивал мощность в 1050 л.с. при 2700 об/мин. Мотор имел одноступенчатый двухскоростной механический нагнетатель, двухклапанный выпуск и сбалансированный коленчатый вал. В отличие от истребительного варианта М-105П, мотор М-105Р, установленный на Пе-2 имел уменьшенное передаточное число редуктора – 0,59 вместо 0,666. Моторами приводились во вращение трёхметровые трёхлопастные дюралевые винты изменяемого шага ВИН-61П.

Боевое применение Пе-2.

Два первых серийных пикировщика были выпущены уже в 1940 году, а в первом полугодии 1941 года заводы передали летчикам 458 «Пешек». Первыми «пешку» получил 95-й авиаполк полковника Пестова, который 1 мая 1941 года пролетел во время парада над Красной площадью.
Части, вооружённые бомбардировщиками Пе-2, приняли участие в боевых действиях с первого дня войны. Так, уже 22 июня 17 самолетов Пе-2 5-го бомбардировочного авиаполка Южного фронта разбомбили Галацкий мост через реку Прут. А в Западном Особом военном округе, который оказался наименее подготовленным к войне, Пе-2, не имея бомб, оставшихся на разбомбленных складах, в первые дни войны использовались как истребители. Так, четвёрка «Пешек» напала на шестёрку «Мессершмитов», которые, приняв их за Me-110, позволили им подойти вплотную. В том бою «Пешкам» удалось, сбив два и повредив одного Мессера, закончить бой без потерь. А 1 июля немецкий лётчик, сбитый «Пешками» над Бобруйском и попавший к нам в плен, назвал Пе-2 лучшим советским истребителем.

Больше всего повезло тем 30 самолётам, которые застряли на железной дороге в районе Минска. Их смогла успешно использовать оставшаяся без самолётов 13-я авиадивизия.
В 1942 году был спроектирован вариант Пе-2 со звездообразными моторами М-82 мощностью 1540 л.с. Первый опытный экземпляр самолета с М-82 построили на заводе в Казани осенью 1942 года. Для этого переделали один из самолетов 31-й серии (№ 19/31), выпущенный заводом № 22 в 1941 году. Кроме замены мотоустановки, на ном убрали носовой ШКАС, бортовой пулемет стрелка-радиста и поставили экспериментальную турель ВУБ-2 с пулеметом БК у штурмана. Таких машин было изготовлено 32. В войска же направили лишь 24 машины.

К 1943 году Пе-2 заняли первое место по количеству в бомбардировочной авиации. Высокая точность бомбометания делала их весьма эффективным оружием. За один день 16 июля 1943 года летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса на своих 115 самолетах уничтожили 55 танков, 229 автомашин, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 12 пулеметных и минометных точек, 7 складов горючего и боеприпасов.

Тогда же в 1943 году лётчики 301-й авиадивизии, которой командовал Иван Семёнович Полбин стали применять так называемую полбинскую вертушку. Этот тактический прием состоял в следующем. Придя на объект, бомбардировщики образуют замкнутый круг и затем поочередно, сохраняя между самолетами дистанцию 500 – 600 метров, один за другим пикируют на цель под углом до 70°. При этом они добиваются такой последовательности: когда первый самолет, сбросив бомбы, выходит из пике, второй уже идет к земле под определенным углом, а третий только еще входит в пикирование. Таким образом, самолеты непрерывно атаковали цель, воздействуя на нее и бомбами, и бортовым огнем. При этом в процессе атаки происходила доразведка цели и по воле командира непрерывно менялось направление удара, отыскивались новые объекты. Впоследствии Полбин стал командиром 6-го гвардейского авиакорпуса. Погиб он в небе над Бреслау 11 февраля 1945 года.

В 1944 году на фронт в значительном количестве начали поступать самолеты Ту-2, по всем основным параметрам превосходящие Пе-2. Однако до конца войны «Пешка» оставалась основным советским бомбардировщиком.
В 1944 году Пе-2 участвовали практически во всех крупных наступательных операциях Советской Армии. В феврале 9 Пе-2 прямыми попаданиями разрушили мост через Днепр у Рогачёва. Прижатые к берегу немцы были уничтожены советскими войсками. В начале Корсунь-Шевченковской операции 202-я авиадивизия нанесла мощные удары по аэродромам в Умани и Христиновке. В марте 1944 года Пе-2 из 36-го полка разрушили немецкие переправы на реке Днестр. Очень эффективными оказались пикировщики и в горных условиях Карпат. В авиационной подготовке перед началом операции Багратион участвовало 548 Пе-2. 29 июня 1944 года Пе-2 разрушили мост через Березину – единственный выход из белорусского котла.

Пе-2 состоял на вооружении и в Финляндии – финны купили у немцев шесть Пе-2 довоенного выпуска, захваченных в западных районах нашей страны. В Германии они были отремонтированы и переоборудованы. На них поставили новые приборы, радиостанции и т.д. по немецким стандартам. Еще один самолет достался финнам после вынужденной посадки. Последняя, восьмая машина, была куплена в Германии в 1944 году. Она прошла капитальный ремонт и аналогичное переоборудование в Чехословакии на заводе «Летов». Все эти самолеты вошли в состав 48-й эскадрильи 4-го авиаполка финских ВВС, воевали на сначала против нас, а потом против немцев в лапландской войне, а после и далее служили до 1946 года. Отличительным внешним признаком этих машин был прицел иного типа, установленный снаружи на передней части фюзеляжа, перед козырьком кабины.

Пе-2 участвовали и в Советско-японской войне. В частности, пикировщики 34-го бомбардировочного полка во время ударов по портам Расин и Сейсин в Корее потопили три транспорта и два танкера и повредили еще пять транспортов.

Выпуск Пе-2 прекратился зимой 1945-1946 годов. Всего было построено 11247 Пе-2 всех модификаций – больше, чем любых других советских бомбардировщиков. Для сравнения ДБ-3 и Ил-4 всех модификаций было выпущено 6784, Ту-2 – 2527, причем большая часть Ту-2 – в послевоенный период. После окончания войны Пе-2 быстро сняли с вооружения советской авиации и заменили более совершенными Ту-2. Однако в народно-китайской и северокорейской авиации они служили до конца Корейской войны.

Модификации:
Пе-2 — первоначальная серийная модификация.
Пе-2ВИ — высотный истребитель с герметичной кабиной.
Пе-2Д — трехместный вариант бомбардировщика сентября 1944 года с двигателями ВК-107A.
Пе-2И — двухместный бомбардировщик с фюзеляжем измененной конструкции, увеличенным размахом крыла, бомбовым отсеком большего диаметра вместимостью 1000 кг, двумя пулеметами калибра 12,7 мм и двигателями ВК-107A мощностью 1650 л.с.
Пе-2K — модель, имевшая крылья, гондолы двигателей и шасси, спроектированные для самолета Пе-2И, и двигатели ВК-105ПФ.
Пе-2М — трехместный вариант с подвижной установкой ВУ-5-20.
Пе-2 М-1 — вариант с двигателем М-1.
Пе-2 М-82 — вариант с двигателем М-82.
Пе-2МВ — модификация, вооруженная двумя 20-мм пушками ШВАК, двумя пулеметами калибра 12,7 мм , расположенными в подфюзеляжной гондоле, и одним пулеметом калибра 7,62 мм , расположенным в надфюзеляжной турели.
Пе-2Р(1) — трехместный дневной разведывательный вариант с тремя/четырьмя фотокамерами, тремя пулеметами калибра 12,7 мм и двигателями ВК-105ПФ.
Пе-2Р(2) — трехместный дневной разведывательный вариант 1944г.; сходен с моделью Пе-2Р(1), но с вооружением из трех 20-мм пушек ШВАК и двигателями ВК-107A.
Пе-2РД — единственная модификация самолета Пе-2 с жидкостным ракетным двигателем Глушко РД-1 тягой 300 кг, установленным в хвостовой части; испытан в период 1943-1945 гг.
Пе-2С — двухместный тренировочный вариант.
Пе-2УТ/У — двухместные тренировочные варианты, сохранившие полную бомбовую нагрузку, некоторые с четырьмя пулеметами: двумя калибра 12,7 мм и двумя калибра 7,62 мм. Чешское обозначение — SB-32.
Пе-2Ф — вариант с двигателем М-105Ф.
Пе-2ФТ — основная серийная модель с весны 1942 года, сходна с моделью Пе-2МВ, но с убранными тормозными щитками и со вторым пулеметом калибра 7,62 мм для стрелка-радиста.
Пе-2ФЗ — вариант имел измененную конструкцию кабины пилота, штурман располагался в турели с двумя пулеметами калибра 12,7 мм.
Пе-2Ш — обозначение модификации опытного самолета ПБ-100 с двумя 20-мм пушками ШВАК и одним пулеметом УБС калибра 12,7 мм под фюзеляжем для ведения огня по наземным целям.
Пе-3 — обозначение самолетов-перехватчиков, на которых были убраны тормозные щитки, а вооружение состояло из двух 20-мм пушек ШВАК, двух пулеметов калибра 12,7 мм, двух пулеметов калибра 7.62 мм в носовой части и одного пулемета калибра 12,7 мм в надфюзеляжной турели.
Пе-3бис — ночной истребитель (построено около 300 экземпляров) с вооружением из одной 20-мм пушки ШВАК, одного пулемета калибра 12,7 мм и трех пулеметов калибра 7.62 мм в носовой части; в поздних моделях вооружение состояло из двух 20-мм пушек ШВАК, трех пулеметов калибра 12,7 мм и двух пулеметов калибра 7.62 мм; отсека для трех бомб весом 100 кг и подкрыльевых пусковых рельсовых направляющих для восьми ракет РС-82.
Пе-3M — двухместный истребитель 1943 года с двигателями ВК-105ПФ и вооружением, состоявшим из двух 20-мм пушек ШВАК, трех пулеметов калибра 12,7 мм и бомбовой нагрузки весом до 700 кг.
Пе-3Р — истребительный или разведывательный вариант с фотокамерами.
Пе-6Б — основной серийный бомбардировщик с 1944 года, с улучшениями в конструкции и системах, вооружение состояло из трех пулеметов калибра 12,7 мм и одного пулемета калибра 7,62 мм.
Пе-27 — вариант бомбардировщика сентября 1944 года с двигателями ВК-107A, бомбовой нагрузкой до 2000 кг и вооружением из трех 20-мм пушек ШВАК.
Пе-2 «Параван» — вариант Пе-2 предназначенный для срезания тросов аэростатов заграждения, которые немцы активно использовали в ПВО. Испытания Пе-2 «Параван» проходил в НИИ ВВС в середине 1944 года. Результаты испытаний сочли не удовлетворительными, после чего дальнейшие работы по «Паравану» были прекращены.

ЛТХ:

Размах крыла, м: 17,60
Длина, м: 12,60
Высота, м: 3,42
Площадь крыла, м2: 40,50
Масса, кг
-пустого самолета: 6200
-нормальная взлетная: 7775
-максимальная взлетная: 8715
Тип двигателя: 2 х ПД М-105
-мощность, л.с.: 2 х 1100
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте 5100 м: 540
-у земли: 432
крейсерская скорость, км/ч: 412
Практическая дальность, км: 1500
Макс.скороподъемность, м/мин: 588
Практический потолок, м: 9000
Вооружение: два носовых 12,7-мм пулемета УБК и до четырех 7,62-мм пулеметов ШКАС.
Бомбовая нагрузка: нормальная – 500 кг, максимальная – 1000 кг
Экипаж, чел: 3.

1.Первый опытный ПБ-100 (Пе-2)

Первый опытный пикирующий бомбардировщик ПБ-100 (Пе-2).

1а.Пе-2 первой серии. 1940 г.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 первой серии. 1940 г.

2а.Пе-2 первой серии.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 первой серии. 1940 г.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 первой серии.

2...

Испытания лыжного шасси на Пе-2 № 16/11 в Казани. Февраль 1942 г.

2б.Пе-2 с пул. УБТ у штур. но еще без турели.

Пе-2 с крупнокалиберным пулеметом УБТ у штурмана но еще без турели.

2в.Пе-2 авиации Тихоокеанского флота с турель-башней ФЗ.

Бомбардировщик Пе-2 авиации Тихоокеанского флота с турель-башней «ФЗ» у штурмана.

2в.Пе-2 48-й БАП.

Пе-2 из 48-го БАП.

5.Пе-2 наносят бомбовый удар по цели.

Бомбардировщики Пе-2 наносят бомбовый удар по цели.

6.Головная часть Пе-2.

Головная часть бомбардировщика Пе-2.

6а.Запуск мотора Пе-2 с помощью автостартера.

Запуск двигателей на Пе-2 с помощью автостартера.

6в.Подготовка Пе-2 к вылету.

Подготовка бомбардировщика Пе-2 к вылету.

7.Испытания Пе-2 с подвеской под крыльями 10 РС-132

Испытания Пе-2 с подвеской под крыльями 10 РС-132.

7а.Подвеска РС-132 под крылом Пе-2.

Подвеска РС-132 под крылом Пе-2.

9.Подвеска бомб на Пе-2 Северного флота.

Подвеска авиабомб на бомбардировщик Пе-2 Северного флота.

10.Бомбардировщики Пе-2 ВВС Северного флота

Бомбардировщик Пе-2 авиации Северного флота.

11.Пе-2 с уменьшенным остеклением кабины.

Пе-2 с измененным остеклением кабины.

15.Турельные установки верхняя - ТСС-1 нижняя - МВ-2

Турельные установки верхняя — ТСС-1 нижняя — МВ-2.

16.Четыре ФАБ-250 на внешней подвеске Пе-2.

Четыре авиабомбы ФАБ-250 на внешней подвеске Пе-2.

19.Экипаж Пе-2 готовиться к вылету.

Экипаж Пе-2 готовиться к вылету.

Летчики у бомбардировщика Пе-2.

19б.Пе-2 модификации Параван

Пе-2 модификации «Параван».

20.Пе-2 ранних серий. Рисунок 1.

Пе-2 ранних серий. Рисунок 1.

20а.Пе-2 ранних серий. Рисунок 2

Пе-2 ранних серий. Рисунок 2.

20в.Варианты окраски Пе-2. Рисунок.

Варианты окраски Пе-2. Рисунок.

21.ВИ-100. Схема.

ВИ-100. Схема.

22.Схема Пе-2 1941 г.

Пе-2 образца 1941 г. Схема.

23.Схема Пe-2 110 серии.

Пe-2 110 серии. Схема.

24.Схема Пе-2 350-й серии, 1944 г.

Пе-2 350-й серии, 1944 г. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Котельников, Олег Лейко. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Котельников. Эволюция Пе-2.