Пикирующий бомбардировщик Пе-2ФЗ.

Разработчик: ОКБ Петлякова
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.pe-2fz

Отдельным направлением работ было совершенствование оборонительных систем «пешки». Еще до начала войны руководство ВВС потребовало от главного конструктора В.М.Петлякова усилить стрелковое вооружение самолета Пе-2, состоявшее первоначально из четырех пулеметов ШКАС. Весной 1941 года это требование было частично удовлетворено: взамен правого носового ШКАСа на серийных машинах появился крупнокалиберный пулемет УБК, второй такой же пулемет смонтировали на люковой установке.

В июле-августе 1941 года вооружение серийных Пе-2 дополнил бортовой пулемет ШКАС у стрелка-радиста с магазинным питанием. Его можно было быстро перекинуть с левой шкворневой установки на правую, а физически сильные стрелки иногда вели из него огонь в верхней полусфере, опирая пулемет на край астролюка. Слабым местом «пешки» ранних серий, как уже отмечалось, являлась турель штурмана ТСС-1 с пулеметом ШКАС. Оценив мощь люкового пулемета, немецкие истребители перестали атаковать Пе-2 снизу. Теперь они предпочитали нападать сзади сверху на повышенной скорости с выходом из атаки на расстоянии 200-250 м. В этом случае огонь штурманского пулемета не представлял серьезной опасности, чего не скажешь о снарядах немецких пушек.

Начиная с осени 1941 года ОКБ-22 неоднократно проводило испытания стрелковых установок, предназначенных для усиления огня «пешки» в верхней задней полусфере. Так, на самолете № 9/9 испытывалась спарка пулеметов ШКАС, смонтированных под полусферическим экраном в астролюке стрелка-радиста. В сентябре 1941 года впервые предприняли попытку установить пулемет УБТ у штурмана — конструкция называлась МВ-7 и представляла собой ограниченно подвижную турель под вращающимся экраном-башней. Позднее эксперименты перенесли на истребитель Пе-3 с тем, чтобы привлечь к этой работе завод № 39. Проблема создания удовлетворяющей штурманов верхней стрелковой установки оказалась настолько сложной, что ее решение заняло более полугода.
В 1942 году на серийных машинах последовательно появились шкворневая установка «ФТ», а позднее — турель «ВУБ-1». Оснащенные крупнокалиберным пулеметом Березина, обе конструкции были не лишены недостатков.

В мае 1943 года на испытания в НИИ ВВС был передан самолет № 7/187, оборудованный новой верхней стрелковой установкой «ФЗ» и увеличенным фонарем кабины пилота. Установка «ФЗ» («фронтовое задание») представляла собой вращающуюся турель с пулеметом УБТ, укрепленным на трубчатой траверсе. Питание пулемета магазинное (патроны в лентах уложены в коробки-магазины, жестко присоединяемые к пулемету). Два магазина имели емкость по 50 патронов, а третий — 90 патронов. Благодаря магазинному питанию улучшалась маневренность установки (правда, одновременно появлялись затруднения с перезарядкой: для смены магазина требовалось примерно 30 с).

После проверки в НИИ ВВС самолет № 7/187 был передан для продолжения испытаний в НИП АВ (научно-испытательном полигоне авиационного вооружения), где был вскрыт ряд дефектов установки «ФЗ», потребовавших возвращения самолета на завод-изготовитель. В ноябре 1943 года на повторные испытания была направлена машина № 3/198 с новым фонарем кабины летчика и установкой «ФЗ». На этот раз нововведения получили безоговорочную поддержку военных и были рекомендованы в серию. И вот тут началась одна из самых неприглядных страниц в истории «пешки». Все, казалось бы, понимали, что внедрение «ФЗ» обеспечит радикальное повышение обороноспособности самолета, улучшит условия работы пилота и штурмана, повысит безопасность экипажа. Но дело не двигалось. Наркомат авиапромышленности не давал разрешения на внедрение установки (опасаясь срыва плановых заданий), заводские специалисты не решались повторить опыт с несанкционированным внедрением «ФТ», а руководство ВВС как-то очень скромно настаивало на своем. В результате Пе-2 с установкой «ФЗ» так никогда и не стал серийным.

ЛТХ:

Модификация: Пе-2ФЗ
Размах крыла, м: 17,13
Длина, м: 12,66
Высота, м: 3,42
Площадь крыла, м2: 40,50
Масса, кг
-пустого самолета: 6020
-нормальная взлетная: 8300
Тип двигателя: 2 х ПД М-105ПФ
-мощность, л.с.: 2 х 1210
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 437
-на высоте: 482
Практическая дальность, км: 1170
Практический потолок, м: 7800
Экипаж: 3
Вооружение: 2-3 х 12,7-мм пулемета УБК и один пулемет УБТ
Бомбовая нагрузка: нормальная — 600 кг.

1.Самолет № 7-187 с опытной турелью ФЗ

Опытный Пе-2 № 7-187 с опытной турелью «ФЗ».

2.Опытная турель ФЗ.

Опытная турель «ФЗ» на Пе-2 № 7-187.

3.Пе-2 с турелью ВУБ-1.

Пе-2 с турелью ВУБ-1.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Котельников, Олег Лейко. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Котельников. Эволюция Пе-2.