0.И.А.Лойко

Лойко Иван Александрович (1892-1936).

Иван Лойко родился 6 Февраля 1892 года в деревне Рубилки, Самохваловического уезда Минской губернии. Отец — Лойко Александр Павлович — вёл крестьянское хозяйство, а мать — Лойко Евгения Даниловна, представительница обедневшего рода шляхтичей Саковичей, получившая хорошее образование — занималась воспитанием детей, которых в семье было 7. Иван был старшим ребенком. Кроме обучения мальчика общеобразовательным предметам, мать привила ему и любовь к иностранным языкам. Учеба в церковно-приходской школе давалась Ивану легко, и когда в 1905 году он окончил начальную школу, его зачислили в Минское реальное училище по специальности механика, которое окончил в 1913 году.

С этого времени и началась самостоятельная жизнь Ивана. Именно в Минске после демонстрации полётов Сергеем Уточкиным и Александром Васильевым он «заболел» авиацией. Выпускников Минского реального училища охотно зачисляли во многие институты, но Иван решил продолжить обучение в Алексеевском военном училище. Его выбор был вызван тем, что офицеров в Санкт-Петербурге и Севастополе, в школах военных лётчиков, готовили за счёт государственной казны.

Способный и дисциплинированный молодой человек успешно продолжил обучение в «Алексеевке». Начавшаяся Первая Мировая война внесла свои поправки в судьбу Ивана. Потери младшего офицерского состава на фронтах необходимо было восполнять, и поэтому срок обучения в училище был сокращён. Проучившихся 13 месяцев юнкеров начали готовить к выпуску. 1 Октября 1914 года Ивану Лойко, окончившему училище по Первому разряду, было присвоено звание подпоручика с направлением для дальнейшего прохождения службы в 59-й запасной пехотный батальон, расквартированный в Воронеже.

Сразу по прибытию в часть Иван подал рапорт о направлении его в авиашколу, и 27 ноября его откомандировали в Севастополь. 30 ноября 1914 года он был зачислен в переменный состав Севастопольской офицерской школы авиации.

20 апреля 1915 года, успешно сдав экзамены, подпоручик Лойко был удостоен звания «Военный лётчик» и диплома № 255. 27 Апреля он отбыл в расположение 30-го корпусного авиаотряда, находившегося в распоряжении штаба 9-й армии Юго-Западного фронта. 30-й корпусной авиаотряд, которым командовал штабс — капитан И. Я. Земитан, базировался в местечке Прземисл. На вооружении отряда было 8 самолётов «Моран» на 5-х лётчиков. Два самолёта — разведчика «Моран-парасоль» ( №№ 455 и 343 ) командир отряда закрепил за подпоручиком Лойко.

5 мая 1915 года подпоручик Лойко совершил свою первую воздушную разведку, которая чуть не закончилась для него трагически. При посадке Иван немного не рассчитал и колесо шасси попало в межу на краю аэродрома. В результате самолёт скапотировал. «Моран» был отправлен на ремонт, а Иван, сделав вывод из своей ошибки, продолжил полёты на другом самолёте. В течение Мая месяца Иван совершал боевые вылеты в разведку и для бомбометания почти каждый день. В 30-м корпусном авиаотряде ни один самолёт не был вооружён пулемётом, несмотря на настойчивые просьбы командира отряда. Карабин и умение пилотировать — вот что русские летчики противопоставляли пулемётному огню неприятельских самолётов. За 2 месяца Иван совершил 30 воздушных разведок и бомбометаний общей продолжительностью 44 часа 58 минут. Его считали одним из лучших бомбомётчиков отряда. Вслед за Шадским он начал успешно применять бомбометание с пикирования. 6 Августа 1915 года приказом № 385 по 9-й армии подпоручик Лойко был награждён первым боевым орденом — Св.Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».

17 Декабря 1915 года подпоручик Лойко и наблюдатель Трингам вылетели для определения расположения неприятельских батарей. Снизившись до высоты 1200 метров, они вызвали на себя огонь вражеских орудий и произвели результативное бомбометание. С пробитым крылом и повреждённым мотором Лойко и Трингам вернулись на аэродром ко всеобщему удивлению без единой царапины.

Высочайшим Приказом от 22 декабря 1915 года военный лётчик подпоручик Лойко был награждён орденом Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Весна 1916 года для лётчиков 30-го корпусного авиаотряда прошла в напряжённом режиме предоставления в штаб 9-й армии разведданных. Подготовка к наступлению русских армий, получивших историческое название «Брусиловского прорыва», во многом обязана отваге и мужеству лётчиков, производивших разведку и фотографирование позиций неприятеля. За эту работу 16 февраля 1916 года подпоручик Лойко был награждён орденом Св.Анны 3-й степени с мечами и бантом.

25 марта 1916 года приказом Штаба Ставки Верхвного Главнокомандующего было начато формирование первых истребительных отрядов: 2-го, 7-го и 12-го. А 25 мая Военный Совет постановил создать ещё 9 таких отрядов. Командиром 9-го истребительного авиаотряда был назначен подпоручик Лойко. За время службы в 30-м корпусном авиаотряде с 01.05.1915 г. по 01.09.1916 г. он совершил 156 воздушных разведок общей продолжительностью 189 часов 02 минуты.

13 июля 1916 года подпоручик Лойко был откомандирован в Москву на завод «Дукс» для приёмки самолётов для своего авиаотряда. Зная, что качество самолётов, выпускаемых русскими заводами, значительно уступает самолётам, поступающим из Франции, Иван Лойко принимал самолёты лично и тщательно. Проследив за отгрузкой самолётов на станцию Жмеринка, Иван выехал к месту формирования отряда. Здесь его застало известие о присвоении ему звания поручика.

21 августа 9-й истребительный отряд прибыл на Юго — Западный фронт в распоряжение 9-го авиационного дивизиона.

Через месяц ( 20 сентября 1916 года ) состоялся первый воздушный бой поручика Лойко. Он вылетел на разведку с наблюдателем Казанским. В районе Дорна — Ватра Иван атаковал и сбил вражеский самолёт. Аэроплан упал в расположении войск неприятеля, что не давало Лойко права на подтверждённую победу.

Не успев обосноваться на Юго-Западном фронте, Иван получил приказ о перебазировании отряда, который Ставкой Верховного Главнокомандующего было решено направить для поддержки Румынского фронта, где два российских авиаотряда и один франко — румынский сдерживали натиск 20 авиационных рот противника.

26 октября поручик Лойко открыл счёт своим подтверждённым воздушным победам. На аэроплане «Ньюпор-11» над станцией Мамалыга он с товарищами перехватил и почти в упор расстрелял вражеский аэроплан. Самолёт перевернулся и врезался в землю перед русскими окопами. Этот сбитый самолёт стал также первой подтверждённой победой 9-го истребительного авиаотряда.

За время командования 9-м истребительным авиаотрядом Иван Лойко был награждён орденом Cв. Станислава 3-й и 2-й степеней и Георгиевским крестом 4-й степени с лавровой ветвью, а также двумя румынскими Рыцарскими орденами — Звезды и Короны. Правда, Георгиевский крест с лавровой ветвью к которому Лойко — офицера — представили по ходатайству нижних чинов отряда, Иван не успел получить, так как с развалом армии развалилась и наградная система России.

В разгоревшейся Гражданской войне Лойко принял сторону Белого Движения и служил в авиации Добровольческой армии, в ВСЮР и в Русской армии. В 1920 году в звании полковника Иван Лойко был эвакуирован из Крыма, но в Константинополе он самовольно покинул ряды русской армии генерала Врангеля.

В январе 1921 года Лойко из Турции перебрался в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Там он устроился на работу в Королевскую лётную школу — сначала механиком, а затем занял должность инструктора.

После публикации постановления ВЦИК об амнистии офицеров Белого движения, Лойко вернулся в СССР и 29 мая 1924 года был направлен Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков на должность лётчика-инструктора I разряда.

14 августа 1929 года Иван Александрович Лойко был обвинён в шпионаже в пользу Румынии и коллегией ОГПУ приговорён к 10 годам лагерей. До 1931 года Лойко содержался в Бутырской тюрьме, а затем в экспедиции особого назначения на острове Вайгач. В 1934 году он был отпущен на свободу (за счёт трёхгодичного пребывания на севере). С сентября 1934 года Иван Александрович устроился инженер-механиком транспортнго отдела Вайгачского Горно-рудного треста.

Дальнейшая судьба Ивана Александровича Лойко неизвестна. По некоторым версиям он погиб в апреле или сентябре 1936 года.

Награды:

-орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». 6 Августа 1915 года приказом № 385 по 9-й армии;
-орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Высочайшим Приказом от 22 Декабря 1915 года;
-орден Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. 16 Февраля 1916 года за неоднократные воздушные разведки неприятеля;
-орден Св. Станислава 2-й степени;
-орден Св. Станислава 3-й степени.

-Георгиевский крест 4-й степени с лавровой ветвью. По ходатайству нижних чинов отряда, но в связи с развалом государственной системы Российской Империи после переворотов 1917 года, получить не успел.

румынские ордена:
-Рыцарский орден Звезды.
-Рыцарский орден Короны.

2.И.А.Лойко (5-й слева) с товарищами по 7-му авиационному дивизиону, Одесса 1915 год.

И.А.Лойко (5-й слева) с товарищами по 7-му авиационному дивизиону, Одесса 1915 год.

1.Офицеры 30-ого КАО, подпоручик И.А.Лойко - второй справа. 1916 год.

Офицеры 30-го КАО, подпоручик И.А.Лойко — второй справа. 1916 год.

3.Инструктор 2-й школы военлетов в Борисоглебске И.А.Лойко.

Инструктор 2-й школы военлетов в Борисоглебске И.А.Лойко. 1925-1926 гг.

.

.

 Список источников:
А.Н.Лойко, Е.Н.Лойко, А.Н.Лойко. Неоконченная повесть: История о русском летчике Иване Лойко.
Д.Митюрин, Ю.Медведко. Летающие тузы. Российские асы Первой Мировой войны.