Самолет-разведчик Morane-Saulnier Type L (Моран-Парасоль).

Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1913 г.

В августе 1913 года компания «Morane-Saulnier» доработала самолет типа G, оснастив его новым расчалочным крылом, установленным над фюзеляжем (моноплан-парасоль). Эта опытная машина стала прототипом двухместного разведчика типа L, появившегося в 1914 году, представляла из себя двухместный цельнодеревянный моноплан-парасоль с полотняной обшивкой. Разработан в 1913 году французскими авиаконструкторами братьями Леоном и Робертом Моран совместно с Раймондом Солнье.

Модификация L — первая в ряду самолетов «Моран-Солнье», созданная специально для военного применения. Поднятое над фюзеляжем крыло обеспечивало идеальный обзор вниз, что немаловажно для разведчика и артиллерийского наблюдателя. За такое расположение крыла самолет и получил своё название (фр. «parasole» — «зонтик»), позднее ставшее нарицательным для всех аппаратов подобной схемы. В начале 1915 на него установили элероны. Самолет, получивший обозначение «Моран-Солнье LA», был выпущен малой серией.

Тип L был запущен в серию после получения заказа от Турции на 50 машин. В августе 1914 года, после начала войны, турецкие самолеты были реквизированы правительством Франции. Оснащенные 80-сильными (60 кВт) ротативными двигателями «Gnome» или «Le Rhone», самолеты типа L поступили на вооружение двух вновь сформированных эскадрилий — MS.23 и MS.26. В число пилотов последней входил знаменитый Ролан Гаррос. В 1914-1915 годах тип L часто использовался в качестве одноместного, а его вооружение состояло только из пистолета или карабина пилота. Р.Гаррос проводил на типe L эксперименты с пулеметом и отсекателем и с помощью этого устройства 1 апреля 1915 года сбил вражеский аэроплан. Летавший на одноместном типе L флайт-лейтенант Уоренфорд из 1-го авиакрыла авиации ВМС Великобритании 7 июня 1915 года сбил дирижабль Zeppelin LZ 37 германской Армии, сбросив на него небольшие бомбы, вызвавшие пожар. Но большинство самолетов типа L (из более чем 600 выпущенных) использовались Францией, Россией и Великобританией в качестве двухместных разведчиков, обычно не имевших вооружения.

В Российской Империи «Morane-Saulnier Type L» стал одним из наиболее распространенных аэропланов на раннем этапе Первой Мировой войны. Всего на российских предприятиях «сдано в казну» примерно 450 аппаратов этого типа. Более 400 из них выпустил московский завод «Дукс» и около 30 — петроградский завод Лебедева. Еще 100 машин получено из Франции. Фронтовая служба российских «Парасолей» продолжалась гораздо дольше, чем на Западе. Незначительное количество германо-австрийских истребителей на восточном фронте позволяло без особого риска использовать эти аппараты еще в 1917 году. Немало их числилось и в летных школах. В 1916 году многие российские «Мораны» вооружили синхропулеметами «Colt» или «Vickers».

Данных о применении «Парасолей» в гражданской войне не сохранилось, но известно, что их можно было увидеть на аэродромах до середины двадцатых годов.

ЛТХ:

Тип: Morane-Saulnier Type L
Размах крыла, м: 11,20
Длина, м: 6,88
Высота, м: 3,93
Площадь крыла, м2: 18,30
Двигатель: 1 х ПД «Le Rhone» или «Gnome»
-мощностью, л.с.: 1 х 80 (60 кВт)
Максимальная скорость, км/ч: 115
Продолжительность полета, ч: 2
Масса, кг
-пустого снаряженного: 385
-максимальная взлетная: 655
Экипаж, ч: 2.

Подготовка Morane-Saulnier L к вылету.

Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.

1а.Подготовка Morane-Saulnier L к вылету.

Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.

1б.Подготовка Morane-Saulnier L к вылету.

Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.

1в.Подготовка Morane-Saulnier L к вылету.

Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.

Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.

2.Пилот в кабине Morane-Saulnier L.

Morane-Saulnier Type L на стоянке.

Morane-Saulnier Type L на стоянке.

2а.Morane-Saulnier L на лыжах

Morane-Saulnier Type L на лыжном шасси.

3.Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier L

Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier Type L.

Русские летчики около Morane-Saulnier L.

Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier Type L. Среди офицеров русский авиатор А.М. Габер-Влынский.

3а.Поручик Шадский у Morane L.

4.Русские летчики в Morane-Saulnier L.

Русские летчики в Morane-Saulnier Type L.

4а.Вид на кабина Morane-Saulnier L.

Кабина Morane-Saulnier Type L.

4б.Самолеты Morane-Saulnier L.

Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.

Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.

4в.Самолеты Morane-Saulnier L на стоянках.

Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.

Morane Saulnier Type L красного воздушного флота.

Morane Saulnier L 1 KAO IRAS Grodisk Area Summer 1915

Morane-Saulnier Type L. Рисунок.

Вооруженный Morane-Saulnier Type L с отсекателями пуль на лопастях. Рисунок.

Morane-Saulnier Type L. Схема.

.

.

Список источников:
А.Шепс. Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты.
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой.
Крылья Родины. Сергей Горожанин. «Моран» — «Убийца гигантов».