Авиационный пулемет Colt-Browning 1895/1914.

Разработчик: Джон Мозес Браунинг
Страна: США
Разработка: 1890-1891 гг.

Как и многие другие конструкторы, включая Максима, начал Браунинг с «автоматизации» винтовки, а получил некое подобие ручного пулемета. Первая конструкция была выполнена на основе магазинной винтовки «Винчестер» модель 1873 калибра .44-40 с качающимся рычагом-скобой. В устройство винтовки был добавлен качающийся поршень (конструктор назвал это «механизмом с откидным поршнем»), приводимый в движение за счет энергии пороховых газов, отводимых из ствола через специальный надульник. Снизу располагалась тяга для передачи усилия от поршня на скобу-рычаг.

Этой конструкцией заинтересовалась фирма «Colt» («Colt’s Manufacturing Company»), с которой Браунинг, уже известный тогда оружейник, имел деловые контакты и ранее. Он тем временем подготовил предложения по улучшению своего детища, которые подал фирме в конце осени 1890 года. В середине 1891 года фирма приняла для дальнейшей разработки и патентования уже прототип пулемета, благо сама к тому времени занималась картечницами Гатлинга и не без интереса следила за опытами с пулеметами Максима. Первым патентом на пулемет Джон Браунинг владел совместно с братом Мэттью Сэндефуром, последующие были только на имя Джона. В дневнике руководителя отдела перспективных разработок фирмы «Кольт» К.Дж.Эбетса есть запись о втором посещении фирмы братьями Браунинг:

«1891, 10 июня. Два из десяти братьев Браунинг были здесь для обсуждения своего пулемета, модель которого Джон привез еще 1 мая, договорились, что мы попытаемся раньше реализовать принцип, чтобы опередить притязания на приоритет Максима (применение газа для привода механизма оружия).»

Джон Мозес Браунинг у своего пулемета.

Второй «патентный образец» (действующая модель, необходимая для получения патента), предложенный Браунингом фирме «Кольт», был выполнен уже под штатный винтовочный патрон американской армии .45-70. Этот патрон, хотя еще и с дымным порохом, позволил, благодаря достаточному давлению в канале ствола, обеспечить автоматическую стрельбу из пулемета и довести ее темп до 400 выстр./мин. Заявка на патент была направлена в Патентное бюро США 3 августа 1891 года. Когда конструкция, защищенная в последующие годы еще тремя патентами, была доведена до стадии постановки на производство, фирма смогла, наконец, представить первый серийный пулемет, ставший известным как «Кольт» M1895. Заметим, что и все последующие модели пулеметов Браунинга первой начинала выпускать та же фирма «Кольт».

В отличие от «Максима», пулемет «Кольт» M1895 не числится в ряду удачных и не удостоился ни такого же широкого распространения, ни долгой боевой службы. Тем не менее, в истории войн он сыграл немаловажную роль.

Устройство пулемета.

Пулемет имел газовый двигатель оригинального устройства. Развивая идею, заложенную в опытной самозарядной винтовке, Браунинг не связывается с газоотводными узлами и направляющими трубками, необходимыми для линейно движущегося поршня (такие схемы к тому времени уже были запатентованы разными конструкторами). Пороховые газы, пройдя открытое газоотводное отверстие снизу дульной части ствола, отбрасывали поршень, укрепленный на конце длинного плеча качающегося рычага – шатуна. Тот поворачивался на 170° и приводил в движение второй рычаг – мотыль, связанный через скользящую планку с затвором.

Запирание канала ствола производилось перекосом затвора в вертикальной плоскости. Планка, игравшая роль затворной рамы, была ведущим звеном автоматики. Отходя назад, она воздействовала своей поперечной осью на фигурный вырез в нижнем приливе затвора – бороде, задняя часть затвора опускалась и выходила из зацепления с опорной поверхностью ствольной коробки – происходило отпирание канала ствола. Продолжая движение, планка отводила затвор назад, подпружиненный выбрасыватель затвора извлекал из патронника стреляную гильзу, та при движении назад ударялась о зуб вкладыша ствольной коробки, скользивший в пазу затвора, и выталкивалась вправо через выводное окно короба пулемета. При этом сжимались две возвратные пружины, смонтированные в направляющих трубках под стволом. Через штоки и шарнирные серьги пружины были связаны с коротким плечом шатуна, под их действием шатун поворачивался вперед, и вся подвижная система возвращалась в исходное положение. При этом затвор досылал очередной патрон в патронник и, если спусковой крючок оставался нажатым, происходил следующий выстрел.

За характерное движение рычага с поршнем, а также за пыль, поднимаемую отводимыми вниз пороховыми газами, пулемет получил прозвище «potato digger» – картофелекопалка (механические картофелекопалки как раз входили тогда в обиход). Считалось, что воздух, проникающий через газоотводное отверстие в канал ствола после каждого выстрела, способствовал его охлаждению, но реально это обеспечивало разве что продувку самого отверстия.

Схема работы механизма питания пулемета «Colt».

В трубчатом затыльнике, закрывавшем сзади ствольную коробку, монтировался ударно-спусковой механизм куркового типа с прямолинейным движением цилиндрического курка и спиральной боевой пружиной. Он имел открытый спусковой крючок и автоспуск. С правой стороны монтировался флажковый предохранитель, блокировавший курок. На затыльнике выполнялась рукоятка управления по типу револьверной, с деревянными щечками. Рукоятка заряжания представляла собой поперечный штырь на конце шатуна под поршнем. Для ускорения заряжания к этой рукоятке привязывали шнур, пропущенный под вертлюгом станка и другим концом привязанный к коробу. Была, впрочем, и более удобная схема с качающимся блоком с рычагом, через блок перекидывался шнур с петлей под руку.

Питание пулемета осуществлялось из холщовой ленты на 100 патронов, подававшейся слева. Механизм питания включал приемник барабанного типа с приводом от скользящей планки, извлекатель и приспособление для подачи патрона. Барабан имел две зубчатки – задняя захватывала патрон в ленте за гильзу, передняя – за пулю. Поворот барабана производился качающимся рычагом подачи, укрепленным в правой стенке ствольной коробки и связанным с качающимся подавателем. Специальная собачка не допускала поворота барабана вправо. Путь патрона из ленты в патронник был следующим. При движении планки назад ее выступ надавливал на хвост подавателя, который взаимодействовал с рычагом подачи, тот перескакивал через зуб барабана, не вращая его. При обратном движении планки детали поворачивались в другую сторону, зуб рычага подачи поворачивал барабан на один шаг и очередной патрон оказывался перед продольным окном ствольной коробки.

Из ленты патрон извлекался подпружиненным извлекателем, укрепленным на планке. При ее движении назад извлекатель захватывал патрон за закраину гильзы (или кольцевую проточку) и перемещал вдоль паза ствольной коробки на лоток приспособления подачи. После полного извлечения патрона из ленты гребень планки надавливал на собачку лотка, лоток поднимал патрон до выхода из окна рамы, в это время извлекатель отпускал патрон, а лоток останавливался, чтобы не мешать экстракции стреляной гильзы. При обратном движении планка доворачивала лоток вверх, и патрон оказывался в приемном окне ствольной коробки, где его подхватывал затвор. При заходе патрона в патронник гребень освобождал собачку лотка, и тот опускался. Выступ планки надавливал на подаватель, и барабан подавал следующий патрон. Продвинув вперед кнопку разрядника, можно было отключить механизм подачи и вытянуть ленту из пулемета.

Схема механизма подачи ленты пулемета «Colt».

Поначалу пулемет, как и картечницы, ставили на колесный лафет, подобный облегченному артиллерийскому. Однако вскоре к «Кольту» приняли треножный станок. Он состоял из основания, к которому шарнирно крепились две передние ноги и одна задняя, вертлюга, качающейся части и червячного механизма вертикальной наводки. Тело пулемета крепилось на площадке качающейся части засовом и регулирующим винтом, на левой стороне площадки находился держатель патронной коробки. На длинной задней ноге станка крепились поворотная поперечная планка с упорами для локтей («низкая тренога») либо сиденье и сумка с принадлежностью и запчастями («высокая тренога»).

Пулемет «Colt» на колесном лафете.

Пулемет «Colt» на низкой треноге.

Пулемет «Colt» на высокой треноге.

Незадолго до Первой Мировой войны появилась модификация Colt-Browning М1895/1914 под патрон .30-06 «Спрингфилд», имевшая утяжеленный ствол без оребрения, что позволило вести огонь длинными очередями. В США проводились опыты по установке пулемета «Colt» на легковой автомобиль и на мотоцикл.

Пулемет Colt-Browning М1895/1914 на автомобиле.

Пулемет Colt-Browning М1895-1914 на мотоцикле.

Именно на модель М1895/1914 поступил заказ из Российской Империи, вступившей в Первую Мировую войну без должного количества так необходимых армии пулеметов. Возможность их покупки за границей Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) российского Военного министерства изыскивало уже с началом мобилизации. По плану снабжения армии, утвержденному в 1910 году, и в соответствии с дополнительными указаниями Главного Управления Генерального Штаба (ГУГШ), поставки пулеметов в армию должны были закончиться к январю 1915 года. К этому времени она должна была иметь 4990 пулеметов, а в июле 1914 года их было всего 4157. В июне 1915 года ГАУ определило ежемесячную потребность в 800 пулеметов, в октябре пришли к выводу, что до конца января 1917 года в армию требовалось поставить 31170 пулеметов (в действительности война потребовала их около 76 тыс.). Пулеметный отдел Императорского Тульского оружейного завода, выпускавший пулеметы «Максим», в одиночку решить эту проблему не мог.

Схема устройства пулемета Colt-Browning М1895/1914.

Заказы в США казались гарантией скорой поставки оружия. Помощник Военного министра генерал Беляев в письме своему коллеге Лукомскому от 22 августа 1915 года сообщал: «Сознание слабой стороны вооружения нашей Армии после первых же месяцев войны выдвинуло на очередь вопрос приобретения пулеметов за границей, однако… были встречены серьезные затруднения.» Они были обусловлены, во-первых, уже размещенными в США военными заказами Великобритании и Франции, а во-вторых, возможностью признания пулеметов «военной контрабандой». Не без помощи британского правительства в январе 1915 года удалось оформить заказ всего на 1000 «кольтов» по цене 650 $ за штуку (эта весьма выгодная для поставщика цена потом оставалась неизменной, хотя общая стоимость комплекта (включавшего треножный станок, запасные части и вьючное седло) могла повышаться. Русский военный агент в США полковник Голевский 8 и 29 марта и 15 мая (старого стиля) заключил с компанией «Кольт» соглашения о поставках пулеметов до 30 октября.

Понятно, что пришлось столкнуться и с мошенничеством. В апреле 1915 года бывший военный министр Великобритании Э.Уорд предложил русскому военному агенту в Лондоне генерал-майору Рубану поставку 20 тыс. пулеметов «Кольт» неким «синдикатом заводов», в деле участвовал и американский делец, некий архитектор Андриус. Командированный в США генерал-майор Сапожников утверждал, что пулеметы «…предполагалось покупать и заказывать у несуществующего завода.» А Рубан 12 августа телеграфировал из Лондона: «Вокруг 20 тыс. пулеметов Кольта бродит толпа несомненных хищников. Вся эта компания не раз была уличена во лжи.»

31 августа ГАУ поручило Сапожникову вести переговоры о 20 тыс. пулеметов непосредственно в США, а Голевскому – выдать заказ фирме «Кольт» еще на 1000 пулеметов под русский патрон. 23 сентября Голевский разместил заказ на 2850 пулеметов. Кроме вооружения вьючных пулеметных команд, пулеметы предполагалось также использовать «…на трициклетках или на легких грузовых автомобилях.» Первая партия из 50 комплектов пулеметов отправилась из Сиэтла уже в марте 1915 года, а к 1 октября было сдано 700 пулеметов. Они вместе с прочими грузами отправлялись пароходами из разных портов двумя путями – во Владивосток или в Архангельск.

Испытали пулеметы на Ружейном полигоне Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме в августе 1915 года. Рапорт начальника школы генерал-майора Филатова звучал не слишком обнадеживающе: «Заряжание пулемета одному человеку очень затруднительно, …это заставляет признать, что пулемет Кольта совершенно непригоден для постановки на воздухоплавательные аппараты и бронеавтомобили. …Тренога позволяет производить стрельбу лишь с положения сидя. Пулемет не имеет щита. …Разнообразие поломок и сравнительно большое число их указывает на малую прочность частей пулемета.»

Но пулеметы, получившие обозначение «Кольт» обр. 1914 г., уже шли, а в декабре 1915 года уже воевали, по крайней мере, на Южном фронте.

Русские пехотинцы с пулеметом Colt-Browning М1895/1914.

Несмотря на упомянутый выше рапорт Н.М.Филатова, «Кольту» нашлось место и в русской авиации, испытывавшей острую нужду в этом виде оружия. К тому же он был компактнее и легче «Максима» или «Виккерса» – масса тела пулемета составляла 16,1 кг против соответственно 18,43 и 18,1 кг (без воды). Ручные пулеметы «Кольт» также превосходил по интенсивности огня. Еще 4 октября 1915 года генерал Сапожников специально для авиачастей за наличные приобрел 67 пулеметов «Кольт» калибра 7 мм и 1 млн. патронов к ним.

19 февраля 1916 года штаб 4-й армии сообщал в Авиаканц, что «…в гренадерском авиационном отряде произведен удачный опыт — установка пулемета системы Кольта на аппарате «Альбатрос».» Генерал-квартирмейстер 4-й армии писал в Ставку: «Не будет ли признано возможным исходатайствовать выдачу пулеметов «Кольт» на вооружение наших самолетов до наступления военной кампании — это, несомненно, принесло бы большую пользу авиационному делу, тем более что аэропланы противника также вооружены пулеметами.»

30 апреля 1916 года закупленные 7-мм пулеметы «Кольт» передали Воздухоплавательному отделу Главного Военно-технического управления (ГВТУ). Однако вскоре ГВТУ вернуло часть пулеметов в ГАУ для переделки их под отечественные 3-линейные патроны с зажигательными пулями. Но, в основном, использовались «чужие» патроны — в ноябре 1916 года фирме «Ремингтон» заказали 500 тыс. патронов калибра 7 мм для «кольтов» авиачастей. Этими пулеметами на турельных или шкворневых установках вооружались летательные аппараты «Лебедь-ХII», «Спад с кабиной» (SPAD SA.1 (2) — прим. редактора), «Фарман-XXX», «Вуазен».

Авиационный вариант Кольта на кустарной треноге, приспособленный русскими летчиками для стрельбы по неприятельским аэропланам. Юго-Западный фронт, зима 1916 г.

Заряжание пулемета со временем удалось несколько упростить. В конце 1915 года к «Кольту» была предложена тренога с сиденьем, деревянным прикладом-рукояткой и сменным медным барабаном с лентой. В пехоте установка применения не нашла, но приклад и барабан пригодились в авиации. Завод «В.А.Лебедев» 10 декабря 1915 года получил наряд на 85 барабанов с креплением и мешками для стреляных гильз и 170 запасных барабанов — т.е. по три барабана на пулемет. На Комендантском аэродроме в Петрограде 29 февраля 1916 года установка завода «Лебедев» (разработанная Д.Л.Колпаковым-Мирошниченко) успешно прошла испытания и была рекомендована для производства. «Кольт» ставился на самолет «Лебедь.XII» и на турельной установке Шкульника.

Пулемет Colt-Browning M1895/1914 на установке системы инженера Шкульника. Самолет-разведчик «Лебедь.XII».

Пулемет Colt-Browning M1895/1914 с барабанным магазином на установке системы Шкульника. Самолет-разведчик «Лебедь.XII».

Летнаб с пулеметом Colt-Browning M1895/1914 в кабине самолета «Лебедь.XI».

23 января 1916 года Воздухоплавательный отдел ГВТУ запросил правление Русско-Балтйского вагонного завода (РБВЗ) о возможности принять заказ на 110 установок системы лейтенанта Лаврова с синхронизаторами «…для аэропланов Моран-Парасоль для стрельбы через винт из пулеметов системы Кольта и Виккерса.» Но РБВЗ готовил в это время подобные установки только для самолетов «Сикорский-XVI».

Colt-Browning M1895/1914 с синхронизатором Лаврова на самолете С-16.

Colt-Browning M1895/1914 с синхронизатором Лаврова на самолете С-16.

Русская авиация в ходе войны использовала всего 6-7 типов пулеметов — на апрель 1916 года в ее частях имелось 72 «Кольта», 150 «Максимов», 89 «Виккерсов», 20 «Льюисов», 14 трофейных пулеметов. Так что в авиации «Кольт» не сыграл такую роль, как в армии.

ТТХ:

Модификация: Colt-Browning 1895/1914
Калибр, мм: 7,62
Тип автоматики: газоотвод
Масса, кг: 15,9
Длина, мм: 1080
Длина ствола, мм: 711
Темп стрельбы, выстр/мин: 480
Начальная скорость снаряда, м/с: 823-820
Емкость магазина: лента 250 патронов
Тип патрона: 7,62х63 (.30-06 Springfield); 7,62х54R

.

.

Список источников:
Журнал «Мир оружия / WEAPON’S WORLD» № 2 (05) за 2005 г. С.Федосеев. Второй после «Максима» (пулемет «Кольт» М1985).
Е.Аранов. Авиационное вооружение США.