0.Николай Ставрович Саков

Саков Николай Ставрович (1889-1930).

Николай Саков родился в 1889 году в г. Липецке. Его отец, профессор Лазаревского института восточных языков, выпускник медицинского факультета Московского университета Ставр Елевтерьевич Саков приехал в Россию после событий Крымской войны (1853-1856) из греческого города Уние Османской империи. Мать — дочь «отставного поручика из дворян» Анна Николаевна Федцова, уроженка г. Липецка.

В 90-е годы XIX века семья Саковых проводила лето в Липецке в доме на Дворянской улице (ныне ул. Ленина) или в небольшом имении неподалеку от ст. Грязи. Ставр Елевтерьевич работал курортным врачом на Липецких минеральных водах. В 1908 году Саковы окончательно переехали в Липецк.

Мастерство авиатора Николай Саков постигал во французской летной школе Армана Депердюссена – известного авиационного предпринимателя, главы фирмы «SPAD». 25 сентября 1911 года Саков получил пилотское удостоверение аэроклуба Франции и вернулся на Родину с приобретенным в фирме «SPAD» монопланом.

На первом в России «Депердюссене» он совершил показательные полеты на Ходынском поле в Москве. Участвовал в Балканской войне на стороне родной Греции, выполняя боевые вылеты на разведку и бомбометание под огнем противника. В 1913-1914 годах занимался как летчик-инструктор подготовкой будущих авиаторов в летной школе Императорского Всероссийского аэроклуба (ИВАК).

Во время Первой Мировой войны в составе Особого добровольческого авиационного отряда ИВАК совершил «ряд умелых воздушных разведок», за что был удостоен двух Георгиевских крестов 4-й и 3-й степеней. Известно, что Н.С.Саков находился на излечении в Минском госпитале Красного Креста с 16 октября по 16 ноября 1914 года.
В 1916 году за боевые заслуги Николай Саков получает первый офицерский чин – прапорщика и переходит из 34 КАО в 7-й армейский авиационный отряд. Видимо, тогда же у него появляются проблемы со здоровьем, которые привели его к увольнению с военной службы в конце 1916 года.

В конце 1916 года вышел в отставку в чине прапорщика.

Создал и возглавил «Липецкие аэропланные мастерские» (1916-1917). В конце 1916 года промышленность воюющей уже третий год Российской Империи находилась в тяжелом состоянии. Поставки даже самых необходимых для производства материалов и сырья (гвоздей, шурупов, проволоки и т.п.) обеспечить было практически невозможно, кроме того, и настроения в рабочей среде не способствовали ритмичному производству. Товарищество «ЛАМ» не было исключением.

Вот как описывает ситуацию в мастерских очевидец событий шурин Н.С.Сакова – Николай Сергеевич Бехтеев:

«Мастерская была оборудована к концу 1916 года и приступила к работам по выполнению заказов УВВФ, но события, наступившие в конце февраля месяца выбили мастерскую, как и все заводы России, из колеи. Путем упорной .борьбы с оказавшимися в числе рабочих мастерской петроградскими рабочими-большевиками прапорщику Сокову удалось водворить в мастерской порядок.

Однако удаленные из мастерской рабочие-большевики не пожелали оставить мастерскую в покое и подали ряд жалоб командующему войсками Московского военного округа и Липецкому уездному воинскому начальнику на прапорщика Сокова, обвиняя его в том, что он дезертир и скрывается от военной службы.

Несмотря на то, что в Управлении Липецкого уездного воинского начальства имеется переписка об освобождении прапорщика Сакова от службы, воинский начальник, уступая требованиям удаленных с завода рабочих, едва не вручил прапорщику Сакову предписание об отправлению на военную службу, постоянно беспокоит его вызовами в свое Управление, допросами в присутствии рабочих, разжигая в последних страсти и ведет дело так, что благоразумная часть рабочих мастерской, не понимая значения всего происходящего, начинает уже колебаться и готова присоединиться к смутьянам, что грозит мастерской разгромом.»

В результате сложившейся ситуации сроки выполнения контракта дважды переносились и в итоге 23 ноября 1917 года он был окончательно расторгнут.

В начале 1918 года предприятие было передано уездному Совету народного хозяйства и пять аэропланов были, наконец, закончены производством и отправлены в Москву, после чего «ЛАМ» прекратил свое существование.

Николай Ставрович был последовательным монархистом, и когда начался национальный раскол, перед ним не стоял вопрос, чью сторону выбрать, чьи интересы отстаивать. Как только стало формироваться белое движение, он сразу влился в его ряды. В числе 14 летчиков-добровольцев сражался в Северо-Западной армии генерала Юденича (1919-1920). Служил он в авиационном отряде капитана Б.В.Сергиевского. Вот как красноречиво описывает последний в своих мемуарах деятельность авиации СЗА: «Наше авиационное оборудование было настолько убогим, что мы фактически не могли делать полезной работы (обещанных Англией аэропланов они так и не получили — прим. автора) и от времени до времени шли добровольцами в пехоту, сражаясь рядовыми…»

Вскоре войска СЗА вынуждены были отступить на территорию Эстонии, где в январе 1920 года были распущены.

В начале двадцатых годов Николай Ставрович Саков вновь оказывается в Греции, которая в очередной раз воюет с Турцией. Былые заслуги не были забыты, и он становится личным пилотом греческого короля Константина. Но уже в сентябре 1922 года после поражения Греции во Второй греко-турецкой войне король Константин был низложен, и на престол взошёл его сын Георг.

Николай Ставрович едет в Париж. Жизнь русской эмиграции во Франции, в этот период, напоминала жизнь сжавшейся до крошечных размеров России. «Новые» русские французы, вчерашние дворяне и офицеры, брались за любую работу, устраивались на шахты, на заводы «Рено», «Ситроен»… Ну и, конечно, — это уже стало притчей во языцех — на улицах Парижа появилась масса русских такси, за рулем которых сидели, как правило, бывшие офицеры. Именно работой в парижском такси зарабатывали свой хлеб насущный братья-авиаторы Саковы.

Долгое время руководство русской эмиграции верило в возможность реванша и стремилось к сохранению военных кадров путем создания и организации активной деятельности различных военизированных союзов. Одним из таких союзов был Союз русских авиаторов во Франции, членами которого были многие известные авиаторы России, в том числе Николай и Александр Саковы.

В конце 20-х годов прошлого века по чертежам летчика Р.Л.Нижевского была изготовлена икона-памятник российскому воздушному флоту. Триптих, состоящий из икон Пресвятой Богородицы, Георгия Победоносца и Ильи-пророка, был написан Тамарой Владимировной Ельчаниновой и установлен в кафедральном соборе Александра Невского в Париже. Монтаж и установку памятника осуществил Николай Ставрович Саков. Он же начал составление, для внесения в синодик, списка всех усопших русских авиаторов и воздухоплавателей. Эту работу завершить ему не удалось, он умер 2 февраля 1930 года и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа в Париже. Закончил же начатое младший брат – Александр Ставрович. Военный летчик, участник Мировой войны в составе лейб-гвардии стрелкового полка и эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», во время Гражданской войны воевавший на бронепоезде «Дмитрий Донской» и в авиационном отряде в рядах армии барона Врангеля. Около пятидесяти лет он был секретарем Союза русских авиаторов во Франции. Умер в 1968 году.

Ныне в Италии и Германии живут внуки и правнуки Николая Ставровича, но к сожалению, они почти ничего не знают о своих предках.

Награды:

-23 апреля 1915 года он награжден Георгиевским крестом 4-й степени за то, что «…в период кампании с 1 сентября 1914 года по 1 февраля 1915 года совершил ряд умелых воздушных разведок, причем… 19 января 1915 года над лесом около Гужан произвел разведку под ружейным огнем противника»;
-16 июля 1915 года он награжден Георгиевским крестом 3-й степени за то, что «…за время с 12 по 22 апреля 1915 года выполнил весьма успешно четыре воздушные разведки, которые 21 и 22 апреля сопровождались бросанием бомб в поезда и станцию Августов; при полете 21 апреля был обстрелян орудийным огнем противника.»

1.Николай Ставрович Саков.Герой Балкан.

Авиатор Н.С.Саков. Герой Балканской войны.

2.Авиатор Н.С.Саков.

Прапорщик Н.С.Саков.

.

.

Источник:
Авиация и космонавтика № 08-2012 г. С.Ковалев. Первый липецкий летчик.