0.Сергиевский Борис Васильевич

Сергиевский Борис Васильевич (1888-1971).

Борис Сергиевский родился в Царском Селе под Санкт-Петербургом 7 (20) февраля 1888 года, в дворянской семье инженера путей сообщения Василия Сергиевского и Екатерины Томашевской, выпускницы Смольного института. Вскоре после рождения Бориса семья переехала в Одессу. Там он окончил в 1906 году реальное училище Святого Павла. Поступил на строительное отделение Киевского политехнического института. В институте Сергиевский познакомился с одним из первых русских лётчиков — Сергеем Уточкиным, который научил его летать на самолёте (после трех учебных полетов с Сергиевским Уточкин разрешил ему совершить самостоятельный полет на «Фармане». Это было 3 (16) марта 1912 года), и Игорем Сикорским. Вместе они основали студенческий воздухоплавательный кружок.

Еще будучи студентом, Сергиевский женился. Его избранницей стала Элла Бергау, лютеранка по вероисповеданию. В 1911 году у них родился сын, Орест.

В 1913 году, после окончания Политехнического института, Борис Сергиевский решил поступить на действительную военную службу в военную авиацию, но его просьбу не удовлетворили. Тогда он устроился работать в Киеве инженером.

С началом Первой Мировой войны Сергиевский был призван в Русскую Императорскую Армию, в 125-й пехотный Курский полк. Был произведён в поручики. В марте 1915 года был ранен шрапнелью в голову и ногу. После лечения в госпитале вновь вернулся на фронт.

В начале 1916 года подал прошение о переводе в авиацию. После службы лётчиком-наблюдателем на самолете «Вуазен» был направлен в Севастопольскую военную авиационную школу. Весной 1917 года успешно сдал экзамен на звание «Военный летчик» и был назначен во 2-й авиационный отряд истребителей под командованием Евграфа Крутеня. Стал одним из лучших лётчиков истребителей России. В 55-ти воздушных боях ас уничтожил 11 вражеских самолетов и 3 аэростата. Был произведён в штабс-капитаны и назначен командиром истребительного отряда.

В ноябре 1917 года бои на фронте полностью прекратились. Немецкие самолёты, однако, продолжали разведывательные полёты над русской территорией. Однажды Сергиевский не выдержал, поднялся в воздух и сбил немецкий самолёт. За это он был арестован и приговорён к расстрелу, но сумел бежать и добрался до Киева.

После захвата Киева войсками Петлюры вместе с бывшими офицерами царской армии был арестован. Сумел освободиться и добраться до Берлина. Некоторое время работал инструктором в авиационной школе в Англии. В конце 1919 года отправился в армию генерала Юденича, где стал командиром эскадрильи. После поражения Юденича некоторое время был в Эстонии, а затем выехал в Польшу. Зарабатывал на жизнь пением, исполнением оперных арий.

В 1923 году со второй женой и сыном переехал в США. Работал инженером и лётчиком в компании Игоря Сикорского. Установил несколько мировых рекордов на летающих лодках Сикорского. В 1938 году работал в компании Георгия Ботезата, который ещё в 1920-х годах построил первый в США вертолёт, Helicopter Corporation of America.

Еще одной необычной страницей в биографии Б.В.Сергиевского было его участие в качестве пилота в экспедиции американского писателя и фотографа Мартина Джонсона по Африке в 1934 году. На самолетах Сикорского S-38 и S-39 экспедиция Джонсона пересекла весь африканский континент с юга на север. И самолеты, и шеф-пилот фирмы «Сикорский Эйркрафт Корпорейшн» с успехом выдержали трудный и опасный перелет, продолжавшийся почти месяц.

К концу 1930-х годов Б.В.Сергиевский имел налет около 9000 часов на всех типах самолетов. Он считался одним из самых опытных пилотов-испытателей в США. Его ответственная работа в значительной степени способствовала успеху фирмы Сикорского в 1930-е годы.

В 1935 году Сергиевский женился на дочери нью-йоркского миллионера Г.Б.Хохшилд. В 1944 году несколько месяцев служил в ВВС США в должности технического советника. После окончания Второй Мировой войны работал пилотом на чартерных авиалиниях. Он любил летать и летал до глубокой старости.

В 1998 году США вышла книга воспоминаний Бориса Сергиевского: «Airplanes, Women, and Song: Memoirs of a Fighter Ace, Test Pilot, and Adventurer», подготовленная к публикации и отредактированная племянником Сергиевского известным писателем и историком Адамом Хохшилдом (en:Adam Hochschild) и специалистом по авиации Аланом Форсайтом (Allan Forsyth).

Борис Сергиевский был председателем Общества бывших русских летчиков в США, почетным председателем всех объединений русских летчиков в зарубежье. Был видным деятелем РОВСа.

В течение 22 лет возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, а также руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо-русским союзом помощи престарелым. Участвовал в работе различных фондов: Толстовского, Серафимовского, Эмиграционного издательского, Православного и других. До конца своих дней Сергиевский оставался большим русским патриотом и непримиримым борцом с коммунизмом, был крупным деятелем Русского общевоинского союза, 10 лет возглавлял Русский политический комитет. Как истинный христианин он много помогал церкви и русским эмигрантам, пожертвовал десятки тысяч долларов обществам и частным лицам.

Умер в 1971 году, в Нью — Йорке в возрасте 83 лет.

Награды:
-орден Св. Георгия 4-й степени (1915 г.);
-орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом;
-орден Св. Анны 2-й, 3-й, 4-й степеней;
-орден Св. Станислава 2-й степени с мечами и 3-й степени с мечами и бантом.

1.Б.В.Сергиевский у своего Ньюпора.

Б.В.Сергиевский у своего «Ньюпора».

.

.

Список источников:
Общественно-исторический клуб «Белая Россия». Сергиевский Борис Васильевич
«Авиация и космонавтика» № 1 за 1994 год.