Смирнов Иван Васильевич (1895-1956).
Иван Смирнов родился 30 января 1895 года 4-м ребенком в крестьянской семье, хозяйство которой находилось в небольшой деревушке неподалеку от города Владимира. С началом Первой Мировой войны добровольцем записался в армию и 01.10.1914 г. был направлен в 96-й пехотный Омский полк, воевавший в составе 2-й армии Северо-Западного фронта. За мужество, проявленное в боях, Иван Смирнов был представлен к своей первой награде — Георгиевскому Кресту 4-й степени.
8 декабря 1914 года Смирнов был серьезно ранен в правую ногу пулеметным огнем и был отправлен санитарным поездом в Петроград. В госпитале он впервые увидел аэропланы, взлетавшие с ближайшего аэродрома. Тогда и родилось решение не возвращаться в пехоту после лечения, а перевестись в авиацию.
В начале 1915 года унтер-офицер И.В.Смирнов был направлен в авиационную школу в Петрограде, а затем — в Москву. В совершенстве овладев искусством высшего пилотажа, Иван Смирнов был направлен в 19-й корпусный авиаотряд, куда прибыл 7 сентября 1916 года.
Свои первые боевые вылеты Смирнов выполнял с летчиком-наблюдателем П.А.Пентко на двухместном «Ньюпоре-X». Первая победа была одержана 20 декабря. В приказе по Особой армии от 27 декабря 1916 года указывалось: «20 декабря 1916 года 8 самолетов фронтовой авиагруппы капитана Якобешвили вылетели для боя и фотографирования. Во время полета они выдержали 4 боя, причем два неприятельских аэроплана были сбиты, один — прапорщиком Н.К.Кокориным, другой — старшим унтер — офицером И.В.Смирновым с наблюдателем штабс-капитаном Пентке. Неприятельские летчики (три офицера и один унтер — офицер) убиты ружейными пулями в воздухе…»
За уничтожение неприятельского самолета Смирнов был представлен к первому офицерскому чину — Прапорщик.
В марте 1917 года 1-ю Боевую авиагруппу перевели на южный участок Юго-Западного фронта в Галицию, где Смирнов провел несколько воздушных схваток.
За бой 16 апреля его представили к Георгиевскому Кресту 3-й степени.
19 апреля Смирнов сбивает еще один самолет, за что был представлен к Георгиевскому Кресту 2-й степени.
К 20 мая прапорщик И.Смирнов совершил 42 боевых вылета и был представлен к званию «Военного летчика» за боевые отличия. 21 мая, в качестве дополнительной награды, он получил месячный отпуск. В часть вернулся 20 июня.
Летом 1917 года 1-я Боевая авиагруппа армий Юго-Западного фронта (2-й, 4-й и 19-й Корпусные авиационные отряды) под командованием ротмистра А.А.Козакова, имевшая на вооружении истребители «Ньюпор», оперировала в Южной Галиции, там же, где и два отряда Эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Одной из задач летчиков — истребителей была охрана «Муромцев». Так, 19 июня на сопровождение одной из машин были посланы 3 истребителя 19-го КАО. 20 августа состоялся первый групповой полет «Муромцев» («Киевский» — подполковника И.С.Башко и XVIII-й — ротмистра А.В.Середницкого) под охраной истребителей 1-й Боевой авиагруппы. Среди пилотов 4-х «Ньюпоров», сопровождавших «Муромцы», был и прапорщик И.Смирнов.
В ноябре 1917 года в дневнике группы появилась краткая сводка о самолетах, сбитых разными летчиками с момента ее образования. Третья победа Смирнова датирована там 3 августа, а уже 10 августа Иван Смирнов одержал очередную победу. 11 сентября прапорщик И.Смирнов сбил в районе Балина неприятельский самолет типа «Альбатрос С.Х» (экипаж попал в плен). Следующая, уже 7-я по счету, победа была одержана 28 октября. Вот как сообщалось об этом в газетах:
«…В районе Гусятина (Юго-Западный фронт) произошел воздушный бой трех немецких «Бранденбургов» с двумя русскими истребителями 19-го корпусного авиаотряда, которые пилотировали Прапорщик Смирнов и унтер — офицер Липский. Смирнов сбил один из аэропланов противника, который упал, объятый пламенем в тылу русских войск у деревни Зеленая Слобода. Остальные два немецких аэроплана повернули назад, пытаясь уйти. Преследуя их, Липский сбил второго «Бранденбурга», который упал на проволочные заграждения у деревни Зелена. Третий самолет противника ушел в свой тыл с большим снижением и сел, по-видимому, вынужденно, у деревни Круживинка…»
31 октября приказом по 7-й армии, за одержанные победы, Смирнов и Леман были награждены орденом Святого Георгия Победоносца 4-й степени. В ноябре 1917 года полеты 1-й Боевой авиагруппы были редкими из-за непогоды. Однако боевые действия продолжались. Так, 10 ноября прапорщик И.В.Смирнов атаковал и сбил немецкий самолет, который вскоре упал на землю. Командующий ВВФ России полковник В.М.Ткачев выслал 14 ноября следующую телеграмму: «9-я победа прапорщика Смирнова в дни наступающей разрухи и смертельной опасности для нашей многострадальной Родины дает уверенность, что наши доблестные летчики до конца выполнят свой долг и останутся на своем тяжелом, но славном посту, вплетая новые лавры в венец славы нашей родной авиации.» 13 ноября подполковник А.А.Козаков и прапорщик И.В.Смирнов атаковали немецкий биплан, который с резким снижением ушел за линию фронта. Через 2 часа летчики атаковала другую пару неприятельских самолетов. В завязавшемся воздушном бою Иван Смирнов сбил очередной самолет, как оказалось впоследствии — последний. Всего же, за время пребывания на фронтах Первой Мировой войны, Иван Смирнов сбил 12 вражеских машин, из которых 10 — официально (при этом сам не был сбит ни разу).
…Война заканчивалась, разложение армии и большевистская пропаганда коснулись и 1-й Боевой авиагруппы, которая уже вскоре прекратила свое существование, как боевая единица. Все чаще на солдатских митингах и собраниях раздавались призывы расправиться с офицерами авиагруппы. Причем речь шла не только о кадровых офицерах, но и бывших летчиках — солдатах, получивших первый офицерский чин за боевые отличия. Медлить было нельзя и Смирнов в ночь на 14 декабря покидает авиагруппу.
После долгих мытарств, Иван Смирнов оказался в Англии, где стал летчиком-инструктором в Незерэвоне. Вскоре школа была закрыта и вместе с другими русскими летчиками Иван Смирнов отплыл на пароходе на юг России в распоряжение генерала Деникина. Прибыв в Новороссийск он встретил там своих старых друзей. Поняв из разговоров с ними, что положение армии Деникина катастрофическое, Смирнов вернулся в Англию.
До окончания Гражданской войны он был помощником атташе Военно-Воздушного Флота и шеф-пилотом Российского правительства в Париже. Затем работал на авиационном заводе фирмы «Хэндли-Пэйдж» в Крононе, был летчиком частной бельгийской фирмы SNETA, Королевских Голландских Авиалиний (KLM).
После Перл-Харбора И.В.Смирнов вновь надел военную форму и был зачислен в чине капитана в армейский воздушный корпус Нидерландской Восточной Индии. С начала 1942 года он летает на транспортном самолете DC-3 между островом Ява и Австралией, эвакуируя наземный и обслуживающий персонал.
2 марта 1942 года транспортная Дакота DC-3 (бортовой номер PK-AFV KNILM), управляемая Иваном Смирновым, вылетела с различными грузами на борту, включая ящик с алмазами. В 80 км севернее Бруме (Broome) машина была атакована тремя японскими истребителями. Несмотря на тяжелые ранения, Смирнову удалось оторваться от противника и совершить вынужденную посадку на побережье.
Позже Иван Смирнов был прикомандирован к штабной американской транспортной компании в Брисбэне (Австралия), где летал в составе 317-й транспортной группы. После окончания Второй Мировой войны вернулся в авиакомпанию KLM старшим пилотом, а после ухода с летной работы — остался там же главным консультантом.
Иван Васильевич Смирнов умер 28 октября 1956 года в Католической клинике города Пальма на Испанском Острове Мальорка (Majorca). Имя и слава его были преданы забвению в далекой России на долгие годы…
Чины и звания:
Старший унтер-офицер — 05.10.1916 г.
Прапорщик — Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 506 от 30.04.1917 г. за боевые отличия (производство утверждено ПАФ от 15.11.1917 г.).
Военный летчик — Приказом Верховного главнокомандующего № 599 от 09.07.1917 г. за боевые отличия.
Награды:
Георгиевские кресты:
-4-й степени № 89155 — Приказом по 2-й армии № 224 от 13.11.1914 г. «за разведки в период с 10 по 24 октября 1914 г.»;
-3-й степени № 132836 — Приказом по 7-й армии № 735 от 26.05.1917 г. «за бой 16 апреля 1917 г.»;
-2-й ст. — Приказом по 7-му авиационному дивизиону № 398 от 24.12.1917 г. «за то, что 19 апреля 1917 г. поднявшись для преследования неприятельского самолета, атаковал и сбил его в районе 3-го Кавказского корпуса»;
-1-й степени — Приказом по 7-му авиационному дивизиону № 398 от 24.12.1917 г. «за боевые подвиги с 10 августа по 18 сентября 1917 г. и за сбитие двух неприятельских самолетов».
-Орден Святого Георгия 4-й степени — Приказом по 7-й армии № 1765 от 31.10.1917 г. «за то, что 11-го сентября 1917 г., поднявшись на самолете-истребителе для преследования неприятельского самолета нагнал его в районе м. Балин и после лихого боя сбил его пулеметным огнем. Германский самолет спустился в нашем расположении и захвачен в целом виде. Неприятельский пилот и смертельно раненый наблюдатель взяты в плен.»
Был также представлен к ордену Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Георгиевскому оружию (представление не рассматривалось и было возвращено в Главный штаб из Петроградской Георгиевской думы).
Награжден французским орденом «Военный крест» и сербским орденом Белого орла.
Военный летчик-охотник Смирнов. 1915 г.
И.В.Смирнов в кабине своего истребителя Morane-Saulnier N. 1916 г.
И.В.Смирнов пилот авиакомпании «KLM». 1947 г.
.
.
Список источников:
М.С.Нешкин, В.М.Шабанов. Биографический справочник «Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов.»
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ» (retroplan.ru).
Д.Митюрин, Ю.Медведько, А.Лойко, Б.Степанов. Летающие тузы. Российские асы Первой Мировой войны.