0.Дорожинский Станислав Фаддеевич

Дорожинский Станислав Фаддеевич (1879-1960).

Родился 6 (18) октября 1879 года в Севастополе, в старинной дворянской семье. Учился в Царском Селе. В детстве Станислава в основном воспитывал гувернёр-англичанин, оказавший самое сильное влияние на его судьбу. В частности, именно он прочитал мальчику романы Жюля Верна «Таинственный остров» о полёте на воздушном шаре и «Двадцать тысяч льё под водой».

В 1901 году был выпущен из Морского корпуса мичманом и командирован в родной город — Севастополь.
В 1905 году, окончив Санкт-Петербургский учебный воздухоплавательный класс, командовал воздухоплавательной частью крейсера «Русь».
В 1909-1912 годах заведовал Черноморским воздухоплавательным парком.
26 июня 1910 года (наряду с другими российским авиаторами М.Н.Ефимовым, Н.Е.Поповым, В.А.Лебедевым и А.Петровским) получил во Франции свидетельство авиатора (№ 125) став пятым русским летчиком.
16 (29) сентября 1910 года на моноплане французского производства «Антуанетт», первом черноморском аэроплане, совершил полёт над Севастополем, сделав два круга над аэродромом Куликова поля. Совершил несколько других рекордных полётов, включая 10 (23) октября 1910 года — первый полёт на аэроплане над Чёрным морем.
В 1911 году, окончив Офицерскую воздухоплавательную школу Отдела воздушного флота (ОВФ), первым из 8 выпущенных офицеров официально получил звание военного летчика. Летом 1911 года, после неудачной попытки оторваться от морской поверхности на поплавковом варианте аэроплана 2Антуанетт», также первым из российских лётчиков взлетел с воды на гидроаэроплане «Вуазен-Канар».

В 1912 году по приказу Главного Морского штаба зачислен слушателем в офицерский класс подводного плавания. После годичного курса, старшим лейтенантом, Станислав Дорожинский был зачислен в список офицеров подводного флота.

С началом Первой Мировой войны вернулся в морскую авиацию. В декабре 1915 года был произведён в капитаны 2-го ранга. В 1916 году Дорожинский был назначен начальником Ботнического воздушного района службы связи Балтийского моря. С начала 1917 года командовал 2-й воздушной бригадой Балтийского флота, базировавшейся в Ревеле.

После Октябрьской революции покинул Балтику и под видом мешочника вернулся в Севастополь. Во время Гражданской войны был мобилизован белогвардейцами и с июня 1919 года служил начальником Севастопольского депо морских карт Гидрографического управления Чёрного и Азовского морей. Но через три месяца, в сентябре, ушёл в «бессрочный отпуск, впредь до увольнения в отставку», а в 1920 году, перед вступлением большевиков в Севастополь, вместе с женой и дочерьми покинул Россию навсегда. После кратковременного пребывания в Стамбуле и Варшаве окончательно поселился в хорошо знакомой ему Франции.

С помощью друзей из числа французских авиаторов недорого приобрёл участок на границе с Испаний, начал фермерствовать, окончил сельскохозяйственный коллеж, получил диплом агронома.

Брал уроки живописи у художника Константина Коровина, с которым близко дружил и которого поддерживал в трудные годы.

Умер 16 апреля 1960 года в Ницце.

1.С.Ф.Дорожинский у самолета Антуанетт-IV.

С.Ф.Дорожинский у самолета «Антуанетт-IV».

2.Самолет Антуаннет под управлением С.Ф.Дорожинского в полете.

Самолет «Антуанетт-IV» под управлением С.Ф.Дорожинского в полете.

Завед. Черноморским воздухопл. парком С.Ф.Дорожинский

.

.

Список источников:
Сайт общественно-исторического клуба «Белая Россия».