0.Терещенко Федор Федорович

Терещенко Федор Федорович (1888-1950).

Родился 11 ноября 1888 года в Киеве. Потомственный дворянин, сын крупного сахарозаводчика, действительного статского советника Федора Артемьевича Терещенко.
По окончании Киевской 2-й гимназии слушал лекции в Берлинском политехникуме, а с 1907 года — в Киевском политехническом институте, от которого в 1910 году был направлен в Москву с докладом о собственном проекте аэроплана.

В начале двадцатого века появились два передовых увлечения — автомобили и аэропланы. Федор Федорович увлекся аэропланами. Причем не столько как летчик, сколько как авиаконструктор и авиастроитель. Учился он у Луи Блерио. Вернувшись в свое имение в Червоне 2 августа 1910 года, Федор Федорович сдает экзамен на пилота-авиатора прибывшей в Червоне комиссии, состоявшей из членов Киевского Воздухоплавательного общества. Сдав экзамен Ф.Ф.Терещенко стал 12-м летчиком в Российской Империи.

В 1910-1915 годах Федор Федорович вложил в строительство авиамастерских сначала 150 тысяч, а затем еще за 720 тыс. рублей. В имении он построил дом и хозяйственные помещения для работников, конструкторов и авиаторов. В 1913 году а мастерской работало 25 человек — 18 рабочих и 7 служащих. Рядом с Червоным, на месте выгона для скота, он оборудовал летное поле, величиной в 41 гектар. Управлял авиапредприятием Терещенко управляющий его имением, К.Т.Вашкевич.

Сделав ставку на сборку французских машин, Терещенко постоянно вел деятельность для создания свои самолетов. Инжинерами заводы было разработанно семь самолетов. Однако начавшаяся Первая Мировая война спутала все карты.
Однако начавшаяся война и Военные заказы расширили производство в Червоном, которое теперь стало называться «Червонским аэропланным заводом». На предприятии в конце 1914 года трудилось уже 120 человек, а в сентябре 1915 года только в мастерских работало 185 человек. Годовая производительность составляла 50 самолетов. Известно, что завод строил учебные самолеты «Farman XVI». В 1915 году был построен самый совершенный самолет собственной конструкции — «Терещенко № 7», созданный под началом конструктора Григорьева.

Дальнейшая судьба завода была результатом приближения фронта. Был разработан план эвакуации завода в Киев с возможностью расширения производства до 150 самолетов в год, но этим планам не суждено было сбыться. Зато в Киеве достроили самолет «Терещенко № 7» и к 1917 году самолет прошел все испытания военных. Но было уже поздно. Для большевиков Федор Федорович самолеты не строил.

Итогом деятельности явилась продажа предприятия московскому заводу «Дукс», также собиравшему самолеты типа «Farman». В конце 1915 года — начале 1916-го туда было передано оборудование, включая 15 станков, авиационные материалы, готовые изделия и т.п. на сумму 86039 руб. Остатки имущества ликвидированного предприятия еще длительное время распродавались в розницу.

Федор Федорович Терещенко уехал во Францию, но похоже за границей он больше никогда не возвращался к авиационной теме…

Умер в Париже 30 января 1950 года.

Терещенко Федор Федорович

Терещенко Федор Федорович.

.

.

Список источников:
П.Д.Друзь. История воздухоплавания и авиации в России.
В.Н.Сокольский. Из истории самолетостроения на Украине (Червонские аэропланные мастерские).
Авиация и время. № 1 за 2007 г. А.Харук, Адаменко, Матиас и др. Малоизвестные страницы отечественной авиационной промышленности. Завод Терещенко.