Разведывательный и наблюдательный самолет Farman F.15/16.

Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1911 г.

Воодушевленный успехом своей четвертой модели, Henry Farman продолжил ее совершенствование. Он убедился в необходимости гондолы, защищающей пилота и снижающей аэродинамическое сопротивление, отказался от использования переднего руля высоты, соединил элероны так, что когда один опускается, то другой поднимается. В 1912 году появился самолет F.15, вобравший в себя все новшества.

Двухместный полутораплан с толкающим винтом. Конструкция смешанная. Продольные балки хвостовой фермы, контуры оперения и элементы шасси из стальных труб, крылья деревянные с полотняной обшивкой, гондола выклеена из фанеры.

Верхнее крыло этого самолета было значительно большего размаха, чем нижнее. Элероны на нижнем крыле отсутствовали, а на верхнем занимали большую часть размаха крыла. Балки хвостовой фермы были не параллельны, а сходились к рулю поворота. Руль высоты монопланный. На самолетах устанавливались ротативные двигатели «Gnome» мощностью от 70 до 100 л.с., не требовавшие громоздких радиаторов для охлаждения.

F.16, созданный в середине 1913 года по требованию военных, отличался несколько меньшими размерами, площадью крыльев и рядом незначительных технологических усовершенствований. Этот тип выпускались серийно на заводе фирмы Фарман в Билланкурте, и на российских заводах Щетинина, Лебедева и «Дукс». Всего в России построено около 300 F.16.

Самолеты отличались исключительной простотой пилотирования и надежностью. Уже в 1913 году Фарман F.15 был принят на вооружение французских, английских, российских и бельгийских ВВС в качестве связной и разведывательной машины. Позднее самолет появился в Италии, Румынии и некоторых других странах.

В начале Первой Мировой войны Фарманы широко применялись на всех фронтах. Однако вскоре сказалась слабая энерговооруженность этих машин, не позволяющая должным образом вооружить самолет. Установка пулемета и принятие на борт даже небольшой бомбовой нагрузки резко ухудшали и без того невысокие летные характеристики. В результате к лету 1915 года они были отправлены в учебные части. На восточном фронте, в России, они продержались в боевых частях несколько дольше, а последующая Гражданская война заставила еще раз использовать их по прямому назначению — в качестве разведчиков и самолетов связи.

ЛТХ:

Модификация: Farman F.16.
Размах крыла, м: 13,76
Длина, м: 8,06
Высота, м: 3,16
Площадь крыла, м2: 35,00
Масса, кг
-пустого самолета: 410
-нормальная взлетная: 650
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome»
-мощность, л.с.: 1 х 70
Максимальная скорость, км/ч: 90
Крейсерская скорость, км/ч: 82
Продолжительность полета, ч.мин: 3.20
Cкороподъемность, м/мин: 36
Практический потолок, м: 2500
Экипаж, чел: 2
Вооружение: не предусмотрено. Иногда в частях ставили подвижный пулемет «Colt», «Vickers» или «Lewis» на шкворне у летнаба.

1.Farman HF.15. Аэродром г.Лида. 1913 г.

Farman F.15, 4-й авиационной роты. Аэродром г.Лида. 1913 г.

2.Farman HF.15 в полете.

Farman F.15 в полете.

3.Праздник на Ходынском поле в честь выпуска заводом Дукс 100-го самолета. В кабине Фармана-XV А.М.Габер-Влынский. Апрель 1913 г.

Праздник на Ходынском поле в честь выпуска заводом «Дукс» 100-го самолета. В кабине самолета Фарман-XV А.М.Габер-Влынский. Апрель 1913 г.

3а.Farman HF.16 русской авиации.

Farman F.16 русской авиации.

3б.Farman HF.16 русской авиации.

Farman F.16 русской авиации.

3в.Farman HF.16. 1-й гидроавиаотряд в Гребном порту Санкт-Петербурга. 1913 г.

Farman F.16 в варианте гидроплана. 1-й гидроавиаотряд в Гребном порту Санкт-Петербурга. 1913 г.

4.Farman HF.16 Гатчинской авиашколы. Лето 1913 г.

Farman F.16  авиационного отдела ОВШ. Гатчина, лето 1913 г.

4а.Farman HF.16 Гатчинской авиашколы. Зима 1914 г.

Farman F.16  авиационного отдела ОВШ. Гатчина, зима 1914 г.

8.В кабине Farman HF.16 летнаб Адлер имитирует сброс авиабомбы.

В кабине Farman F.16 летнаб Адлер имитирует сброс авиабомбы.

8а.Вид на кабину Farman HF.16.

Вид на кабину Farman F.16.

9.Фармана-XVI. Сборочный цех з-да Дукс.

Фармана-XVI. Сборочный цех завода «Дукс».

10.Фармана-XVI. Сборочный цех з-да Дукс.

Фармана-XVI. Сборочный цех завода «Дукс».

10а.Винто-моторная группа Farman HF.16.

Винто-моторная группа Farman F.16.

Фарман-XVI Красного Воздушного флота.

10б.Farman HF.16 в авиамузее.

Farman F.16 в авиамузее.

11.Farman HF.16 РИВВФ. Рисунок.

Farman F.16 РИВВФ. Рисунок.

11а.Farman HF.16 РИВВФ. Рисунок.

Farman F.16 РИВВФ. Рисунок.

Farman F.16. Схема.

.

.

Список источников:
Сергей Острожинский . Доисторическая Авиация — Farman F.15/16/20.
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «Farman F.15/16».