Филин Александр Иванович.Филин Александр Иванович (1903-1942).

Лётчик-испытатель, генерал-майор авиации.

Родился в 18 января 1903 года.
С 1921 года в Красной Армии.
В 1922 году окончил Петроградскую военно-теоретическую школу авиации.
В 1925 году окончил Борисоглебскую школу военных лётчиков.
26 августа 1929 года совместно с А.Ф.Ковальковым на самолете АИР-3 совершил дальние перелёты Москва — Минеральные Воды.
В 1930 году окончил Военно-воздушную академию РККА им. профессора Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА).
С 1930 года на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Провел первые испытания на штопор советских истребителей. Составил инструкцию по выводу из штопора самолётов-истребителей И-5 (1930 г.) и И-15 (1933 г.).
В 1933 году провел успешные государственные испытания первых серийных боевых самолётов с убирающимся шасси — скоростных истребителей И-14 и И-16.
30 сентября 1934 года поднял в небо двухместный истребитель ДИ-6 (ЦКБ-11).
11-13 сентября 1934 года совместно с Михаилом Громовым на самолете АНТ-25 РД пролетел за 74 ч. 02 мин. по замкнутому маршруту Москва — Рязань — Харьков 12 411 км, установив мировой рекорд.
В 1936 году принимал участие в испытаниях самолета УТ-1.
С 1937 года начальник НИИ ВВС. Совместно с коллегами в НИИ ВВС создал Методики лётных испытаний боевых самолетов. В результате осмысления прошедших воздушных сражений в Испании, Китае и Монголии Филин выдвинул концепцию, по которой самолет с самыми лучшими летными данными обеспечивал только 50% боевой задачи. Остальные 50% приходятся на двустороннюю радиосвязь, приборы для полетов в сложных и ночных метеоусловиях и другое оборудование. Испытания в НИИ ВВС проданных нам в 1940 году Германией своих новых истребителей и других боевых самолетов подтверждали концепцию Филина. Он был прав, требуя от главных конструкторов самолетов установки радио и другого современного оборудования и проведения полного цикла заводских испытаний, которые должны были предшествовать испытаниям государственным.

…7 мая 1941 года в Кремле в присутствии Сталина состоялось совещание представителей высшего командования ВВС и руководства НКАП, на котором Филин выступает с докладом «О работе и состоянии НИИ ВВС КА». В своем докладе Александр Иванович подробно проанализировал работу института, показав имеющиеся недостатки и вскрыв их причины. Кроме того, он указал на недостатки в работе авиационной промышленности, выразившейся прежде всего в предъявлении на государственные испытания не доведенных и не до конца прошедших заводские испытания самолетов, в числе которых он назвал Як-1, Як-4, ЛаГГ-1, Су-2, Ар-2, Пе-2 и Ер-2. Неприятным было то, что конец доклада принял характер острой полемики между Филиным и Сталиным.

В феврале 1941 года НИИ ВВС выполнил полеты на дальность на двух самолетах МиГ-3 и получил вместо заданных 1000 километров 820 и 857 километров. Этот результат был следствием невозможности пользоваться высотным корректором (устройством, позволявшим экономить топливо на больших высотах), об этом было написано в официальном отчете НИИ ВВС.

Дальнейшие события развивались следующим образом. ОКБ договорилось с главным конструктором мотора А.А.Микулиным о временном (на один полет) снятии запрета на пользование высотным корректором и выпустило двух своих летчиков в перелет из Москвы в Ленинград. Он прошел успешно. После приземления из самолетов слили оставшееся горючее. Результат показал, что МиГ-3 способен пролететь 1000 километров… Доклад ОКБ, в котором излагались результаты выполненного перелета, вызвал, однако, совершенно неожиданные последствия. Где-то сравнили результаты, полученные ОКБ, с теми, которые были получены в НИИ ВВС, и, не вдаваясь в суть дела, сделали вывод о том, что институт преднамеренно занизил летные данные самолета МиГ-3. Последовали оргвыводы. А.И.Филина, А.С.Воеводина, П.С.Никитченко, Н.И.Максимова, Б.В.Лушина, С.Г.Онисько и еще нескольких товарищей из числа ведущих специалистов института отстранили от занимаемых должностей. Это случилось недели за три до начала войны.

Филин был арестован 23 мая 1941 года. Далее его участь решали заместитель Берии — Кобулов и следователь НКВД Влодзимирский. Они уже избегали авиационно-технических подробностей, а предъявили обвинение в антисоветском заговоре. Постановлением особого совещания при НКВД СССР 13 февраля 1942 года А.И.Филин был приговорен к расстрелу и 23 февраля приговор был приведен в исполнение.

Александр Иванович Филин реабилитирован 26 марта 1955 года.

Награды:
-2 ордена Ленина;
-орден Красной Звезды;
-медали.

.

.
Список источников:
А.А.Щербаков. Летчики, самолеты, испытания.
М.Руденко. Подстреленный сокол.