Грязнов Кирилл Васильевич (1921-2000).

Кирилл Грязнов родился 25 июня 1921 года в селе Меховицы (ныне — Савинский район Ивановской области) в семье служащего (бухгалтера). Окончил неполную среднюю школу. Учился в Ивановском текстильном техникуме и одновременно занимался в аэроклубе.
В Красной Армии с 1940 года. Первые 8 месяцев учился в Алсуфьевской школе пилотов, затем был переведен Балашовскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1941 году. Службу проходил в 22-м запасном авиационном полку в городе Иваново. Вскоре был направлен в Краснодарское объединенное военное авиационное училище где и встретил начало Великой Отечественной войны.

В июне 1942 года был направлен на фронт. Тогда же на Калининском фронте была создана 13-я отдельная корректировочно-разведывательная авиационная эскадрилья вооруженная американскими самолетами Curtiss O-52 «Owl», и Грязнов в должности командира звена вошёл в её состав. В составе этой части прошел до конца войны. Летом 1944 года эскадрилья была включена в формируемый 206-й отдельный корректировочно разведывательный полк.

Специальность у летчика Грязнова была редкая — корректировщик-разведчик. Приходилось часами висеть над передовой, под огнем зениток противника, каждую минуту ожидая атаки истребителей и вести корректировку огня нашей артиллерии.

В одном из боевых вылетов в районе города Ржева, на самолёте корректируя огонь дальнобойной артиллерии, Грязнов обнаружил 7 батарей противника, мешавших наступлению советских войск на этот город, которые вскоре были подавлены нашей артиллерией.

Однажды Грязнов пролетал над лугом, уставленным копнами сена. Они показались ему подозрительными. Бомбой небольшого калибра он ковырнул одну копну. Она загорелась, зашевелилась. Из неё выскочил фашистский средний танк. Тогда Грязнов ковырнул другую копну, и опять та же картина. Лейтенант сразу радировал на позиции нашей дальнобойной артиллерии. После первых же залпов весь луг зашевелился. Танки, сбрасывая копны сена, расползались по сторонам. А Грязнов всё летал над лугом, корректируя огонь. Несколько танков уже горело, остальные – всего здесь было до 30 машин – спешили к укрытиям. Так была сорвана танковая атака на окружённые фашистами части 1-го механизированного и 6-го стрелкового корпусов, которую готовили гитлеровцы в районе города Белого.

Авиационных корректировщиков не любили обе воюющие стороны за то, что они «бесцеремонно» висели буквально над головами и наводили смерть. На охоту за корректировщиками выходили в небо целые истребительные звенья. Но, несмотря на это, Грязнов делал своё дело. Всегда с собой у него была фотокамера, с помощью которой он часто фотографировал вражеские позиции или другие военные объекты.

За всё время войны только один раз Грязнов был сбит. Случилось это зимой 1944 года под городом Идрица Псковской области. Лётчик приземлился на вражеской территории и несколько дней пробирался к линии фронта.

О мастерстве и эффективности вылетов Грязнова, ставшего к началу 1944 года заместителем командира эскадрильи, говорит такой эпизод. Только за один день 7 февраля 1944 года он обнаружил 87 артиллерийских батарей. Его данные помогали советским авиаторам и артиллеристам подавлять огневые точки врага.

К октябрю 1944 года старший лейтенант Грязнов совершил 118 боевых вылетов (из них — 92 на O-52 «Owl») на разведку и корректировку артиллерийского огня, доставил много ценных сведений о противнике.

Принимал участие в освобождении Прибалтики и разгроме гитлеровцев в Восточной Пруссии. Последний боевой вылет совершил в район порта Пиллау.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Кириллу Васильевичу Грязнову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За время войны летчик Грязнов совершил боле 130 боевых вылетов, обеспечил уничтожение 29 вражеских артиллерийских батарей, сфотографировал около 24 тысяч квадратных километров площади обороны противника, доставил командованию много ценных разведывательных данных. Летал на самолетах О-52 «Owl», «Харрикейн» и Ил-2КР.

После войны К.В.Грязнов продолжал службу в ВВС.
В 1951 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов.
С 1957 года полковник К.В.Грязнов — в запасе. Жил в городе Краснодаре. До 1977 года работал инженером по благоустройству Пашковского поселкового совета, затем, до выхода на пенсию в 1993 году — инженером отдела кадров управления «Краснодаравтодор». Принимал активное участие в работе Краснодарской краевой организации Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.

Умер 23 сентября 2000 года. Похоронен на Славянском кладбище города Краснодара. В городе Краснодар, на доме где жил Герой и в родном селе Меховицы установлены мемориальные доски. В городе Иваново имя Кирилла Васильевича Грязнова увековечено на мемориальной доске выпускникам аэроклуба и на мемориале Героям-ивановцам у вечного огня.

Награды:

— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4198 (24.03.1945 г.);
— орден Ленина (24.03.1945 г.);
— орден Славы 3-й степени;
— орден Боевого Красного Знамени;
— два ордена Отечественной войны 1-й степени;
— два ордена Красной Звезды;
— медали.

.

.

Список источников:
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь.
Сайт «Герои Страны». Грязнов Кирилл Васильевич.
В.Вахламов, В.Котельников. O-52 в советской авиации.