Разведчик-корректировщик Ил-2КР.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.0.Ил-2КР

Еще 13 августа 1942 года Командующий ВВС КА А.А.Новиков, в связи с положительным опытом применения в июне-июле 1942 года Ил-2У с двигателем АМ-38 для целей корректировки артиллерийского огня, обратился к Наркому авиапромышленности А.И.Шахурину (письмо № 376269) с просьбой создать на базе штурмовика Ил-2 разведчик-корректировщик артиллерийского огня: «… Фронт требует также разведывательных самолетов и самолетов-корректировщиков артогня. Оборудованный для этих целей двухместный самолет Ил-2 удовлетворит и это требование фронта. Прошу Вашего указания Главному конструктору тов. Ильюшину срочно разработать и изготовить опытные образцы двухместного самолета Ил-2 в вариантах штурмовика, разведчика и корректировщика артогня». Письмо А.А.Новикова с необходимой резолюцией А.И.Шахурина было переправлено С.В.Ильюшину, который в своем ответе на него сообщил, что создание такого самолета возможно лишь на базе двухместного Ил-2 с М-82, приспособить же для этой цели двухместный «Ил» с АМ-38, по его мнению, возможным не представлялось.

Утверждение С.В.Ильюшина было признано не убедительным. К тому же 8 января 1943 года вышло «Положение о корректировочной авиации». Поэтому 7 февраля 1943 года ГКО своим Постановлением № 2841 обязал Ильюшина «…до окончательной отработки самолета-корректировщика приспособить существующий двухместный самолет Ил-2 с АМ-38ф, установив радиостанцию РСБ и фотоустановку».

В марте 1943 года Ил-2 — корректировщик-разведчик был построен. У Ил-2КР полностью сохранилась конструкция и вооружение серийного двухместного «Ила» с АМ-38ф. Изменения были внесены только в состав оборудования, в топливную систему и в схему бронирования. Радиостанцию РСИ-4 заменили на более мощную РСБ-3бис с большей дальностью действия, которую разместили в средней части фонаря кабины экипажа непосредственно за бронеспинкой пилота над уменьшенным по высоте задним бензобаком. Для фиксации результатов разведки в хвостовой части фюзеляжа установили фотоаппарат АФА-И (допускалась установка АФА-ИМ). Внешне самолеты Ил-2КР отличались от серийных Ил-2 лишь наличием радиоантенны, установленной на переднем неподвижном козырьке фонаря кабины пилота.

Летные испытания Ил-2КР (заводской № 301896) в НИИ ВВС КА были успешно завершены в период с 27 марта по 7 апреля 1943 года (летчик-испытатель А.К.Долгов, ведущий инженер Н.С.Куликов).

В отчете по испытаниям указывалось, что объем спецоборудования не в полном объеме удовлетворяет предъявляемым требованиям к самолету данного назначения. Тем не менее, Постановлением ГКО № 3144 от 10 апреля 1943 года самолет Ил-2КР был запущен в серийное производство на заводе № 1, которому передавалась и программа выпуска этой модификации штурмовика завода № 30, ввиду того что последний получил задание на производство самолетов Ил-2, вооруженных 37-мм авиапушками ОКБ-16 конструкции А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова.

В апреле 1943 года 30-й авиазавод сумел выпустить 65 самолетов Ил-2КР и уже 1 июля в действующей армии имелся 41 самолет этого типа.

На фронте самолет проявил себя с наилучшей стороны. Строевым летчикам новый вариант Ил-2 нравился. Вместе с тем летчиками отмечалось, что установка одного фотоаппарата не обеспечивает выполнение всех задач, решаемых Ил-2КР на фронте. Кроме того, указывалось и на совершенно недостаточное для самолета такого назначения бронирование воздушного стрелка-наблюдателя, который очень часто получал ранения в боевых вылетах.

Это понимали и в ОКБ С.В.Ильюшина, но любая коренная переделка бронекорпуса означала остановку конвейера, а на такой шаг в то время пойти не могли. Только в апреле 1945 года в НИИ ВВС КА был предъявлен Ил-2КР (заводской № 308099) постройки завода № 30 с удлиненным бронекорпусом, который включал бронирование воздушного стрелка. Кроме того, на самолете была введена увеличенная на 6 градусов стреловидность крыла и уменьшена (на 135 мм) длина деревянной части фюзеляжа.

Несмотря на благоприятный отзыв Госкомиссии, этот вариант Ил-2 в серийное производство запущен не был как в связи с окончанием войны, так и в связи с осознанием того факта, что для целей разведки и корректировки артиллерийского огня необходимо создавать специальный самолет со значительно лучшими обзором и летно-тактическими данными.

Отметим, что в строевых частях на серийных Ил-2 силами технического состава монтировались различного рода самостийные аэрофотоустановки, обеспечивающие маловысотную перспективную фоторазведку.

Например, в Выборгской операции в июне 1944 года аэрофотосъемка переднего края противника осуществлялась одиночными Ил-2 при помощи фотоаппаратов АФА-3С с турельных фотоустановок, смонтированных в кабине стрелка. В период подготовки Яссо-Кишиневской наступательной операции в августе 1044 года силами фотослужбы 2-го ШАК 5-й ВА на нескольких Ил-2 была осуществлена установка четырех синхронно работающих между собой фотоаппаратов АФА-ИМ, обеспечивавших перспективную фотосъемку с высоты 25-50 м.

ЛТХ:

Модификация: Ил-2 КР
Размах крыла, м: 14,60
Длина, м: 11,60
Высота, м: 4,17
Площадь крыла, м2: 38,50
Масса, кг
-пустого самолета: 4525
-нормальная взлетная: 6360
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-38Ф
Мощность, л.с.
-номинальная: 1 х 1575
-взлетная: 1 х 1720
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 390
-на высоте: 410
Практическая дальность, км: 765
Скороподъемность, м/мин: 500
Практический потолок, м: 6000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК (210 снарядов на ствол), 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (750 патронов на пулемет), 1 х 12,7-мм УБТ для стрельбы назад (150 патронов).

1.Ил-2КР. 1

Разведчик-корректировщик Ил-2КР.

2.Ил-2КР. 2

Разведчик-корректировщик Ил-2КР.

3.Ил-2КР. 3

Разведчик-корректировщик Ил-2КР.

4.Ил-2КР. 4

Разведчик-корректировщик Ил-2КР.

5.Разведчик-корректировщик Ил-2РК польских ВВС.

Разведчик-корректировщик Ил-2РК польских ВВС.

6.Ил-2КР после аварийной посадки.

Ил-2КР после аварийной посадки.

7.Фотоаппрат АФА-И на Ил-2КР.

Аэрофотоаппрат АФА-И на Ил-2КР.

8.Ил-2КР. Рисунок 1

Ил-2КР. Рисунок 1.

9.Ил-2КР. Рисунок 2

Ил-2КР. Рисунок 2.

10.Ил-2КР. Схема.

Ил-2КР. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Ю.А.Егоров. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Авиация и Космонавтика. В.Перов, О.Растренин. Штурмовик Ил-2.
М-Хобби. Ил-2КР.