Двухместный штурмовик Ил-2 АМ-38Ф.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.0.ил-2ам-38ф

Претворяя в жизнь требования военных по улучшению летно-боевых данных Ил-2, ОКБ С.В.Ильюшина летом 1942 года установило на штурмовик форсированный мотор АМ-38Ф, имевший, по сравнению с АМ-38, большую взлетную мощность (на 100 л.с.). Первый одноместный серийный Ил-2 (заводской № 182412) с опытным мотором АМ-38Ф поступил для снятия летных данных по программе приемо-сдаточных испытаний серийных самолетов с дополнением по испытанию работы ВМГ в ЛИС 18-го авиазавода 31 июля 1942 года.

При полетном весе 5873 кг одноместный Ил-2 АМ-38Ф показал максимальную скорость у земли — 373 км/ч и на высоте 1750 м — 391 км/ч. Длина разбега модифицированного штурмовика сократилась до 375 м.

Из-за крайне неудовлетворительной работы мотора летные испытания Ил-2 АМ-38Ф в полном объеме провести не удалось. Уже 18 августа испытания модифицированного штурмовика были прекращены, а мотор АМ-38Ф возвращен на 24-й завод для устранения обнаруженных дефектов и доводки его работы до требуемого уровня надежности.

В течение августа-ноября 1942 года завод № 24, проведя большую работу по доработке элементов конструкции мотора, сумел в целом устранить недостатки в работе мотора и успешно провести внутризаводские 150-часовые испытания на надежность работы его деталей. При этом взлетная мощность мотора составила — 1700 л.с. (на «чрезвычайном режиме» кратковременно могла быть увеличена до 1760 л.с.). Время непрерывной работы мотора на взлетном режиме устанавливалось не более 5 минут, а общая наработка за 100 часов эксплуатации — не более 3 часов 20 минут. Номинальная мощность мотора на расчетной высоте 750 м составила 1500 л.с.

Начиная с января 1943 года моторы АМ-38Ф стали устанавливаться на все серийные штурмовики Ил-2, как одноместные, так и двухместные, на всех авиазаводах, выпускавших эти самолеты. К январю 1943 года авиазаводу № 24 удалось изготовить 377 моторов АМ-38Ф.

С января 1943 года двухместный Ил-2 с мотором АМ-38Ф пошел в крупносерийное производство, а уже с 1 февраля все основные производители «Илов» — 1-й, 18-й и 30-й авиазаводы — полностью перешли на его выпуск.

Установка на Ил-2 форсированного мотора с большей мощностью увеличила максимальную скорость и скороподъемность самолета у земли, одновременно уменьшив (за счет меньшей высотности мотора) максимальную скорость полета на высоте. Взлетные свойства модифицированного двухместного штурмовика существенно возросли и при бомбовой нагрузке в 400 кг практически оказались равными взлетным свойствам одноместного «Ила» с нефорсированным мотором.

Улучшение взлетных свойств двухместного Ил-2 с АМ-38Ф позволило увеличить нормальную боевую нагрузку штурмовика почти до уровня одноместного «Ила».

Контрольные испытания серийного двухместного Ил-2 (заводской № 301122) с АМ-38Ф производства завода № 30, проведенные в НИИ ВВС КА в январе-феврале 1943 года, показали, что при полетном весе 6060 кг максимальная скорость самолета у земли равнялась 386 км/ч, на высоте 1220 м — 404 км/ч. Высоту 1000 м штурмовик набирал за 2,2 минуты. Длина разбега с 400 кг бомб составила 335 м.

Стрелково-пушечное и ракетное вооружение самолета состояло из двух пушек ШВАК (боезапас 420 снарядов), двух пулеметов ШКАС (боекомплект 1500 патронов), четырех РО-82 и одного оборонительного пулемета УБТ (150 патронов). Бомбовое вооружение включало 400 кг бомб нормальной нагрузки и 600 кг в перегрузку.

Летчики отмечали, что по технике пилотирования двухместный Ил-2 с мотором АМ-38Ф практически не отличается от самолета с нефорсированным мотором.

ЛТХ:

Модификация: Ил-2 АМ-32Ф
Размах крыла, м: 14,60
Длина, м: 11,60
Высота, м: 4,17
Площадь крыла, м2: 38,50
Масса, кг
-пустого самолета: 4525
-нормальная взлетная: 6360
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-38Ф
Мощность, л.с.
-номинальная: 1 х 1575
-взлетная: 1 х 1720
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 390
-на высоте: 410
Практическая дальность, км: 765
Скороподъемность, м/мин: 500
Практический потолок, м: 6000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК (по 210 снарядов на ствол), 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), 1 х 12,7-мм УБТ для стрельбы назад (150 патронов),
4 х РО-82 и 400 кг бомб (в перегрузку 600 кг).

1.Двухместный штурмовик Ил-2 АМ-38Ф

Двухместный штурмовик Ил-2 АМ-38Ф.

2.Ил-2 АМ-38Ф

Двухместный штурмовик Ил-2 АМ-38Ф.

3.Ил-2 АМ-38Ф

Двухместный штурмовик Ил-2 АМ-38Ф.

4.Ил-2 АМ-38Ф

Двухместный штурмовик Ил-2 АМ-38Ф.

5.Ил-2 АМ-38Ф

Штурмовик Ил-2 АМ-38Ф в полете.

6.Ил-2 АМ-38Ф

Штурмовик Ил-2 АМ-38Ф в полете.

7.Ил-2 АМ-38Ф с 20-мм пушкой УБ-20 на турели ВУБ-3

Ил-2 АМ-38Ф с 20-мм пушкой УБ-20 на турели ВУБ-3.

8.Турельная установка УБШ под пулемет УБТ

Турельная установка УБШ под пулемет УБТ.

9.Ил-2 АМ-38Ф. Схема.

Ил-2 АМ-38Ф. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Ю.А.Егоров. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Сайт «Уголок неба». 2014 г. страница: «Ильюшин Ил-2 АМ-38Ф».