Владимир ИльюшинИльюшин Владимир Сергеевич (1927-2010).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (09.06.1966 г.), Герой Советского Союза (05.10.1960 г.), заслуженный мастер спорта СССР (1961 г.), генерал-майор авиации, заместитель главного конструктора ОКБ Сухого.

Родился 31 марта 1927 года в Москве. Отец — Ильюшин Сергей Владимирович (1894-1977), авиаконструктор, организатор и многолетний руководитель одного из наиболее известных в мире конструкторских бюро. Мать — Ильюшина (Жалковская) Раиса Михайловна (1897-1972). Сестра — Орехович (Ильюшина) Ирина Сергеевна (1920 г. рожд.); сводный брат — Ильюшин Сергей Сергеевич (1947 г. рожд.), авиаинженер; сводный брат — Ильюшин Александр Сергеевич (1955 г. рожд.), авиаинженер. Супруга — Ильюшина (Джапаридзе) Натела Константиновна (1929 г. рожд.), кандидат геолого-минералогических наук. Дочь от первого брака — Скрябина-Королева (Ильюшина) Лариса Алексеевна (1950 г. рожд.), литературный переводчик. Дочь — Ильюшина Марина Владимировна (1955 г. рожд.), педагог.

Летать он научился в разгар войны. Из школы, после восьми классов, ушел, поступил на работу мотористом на Центральный аэродром столицы на самолет У-2, на котором по подмосковным аэродромам мотался Владимир Константинович Коккинаки, к тому времени уже Герой Советского Союза, работавший испытателем у Ильюшина-старшего. Коккинаки и выпустил Владимира в первый самостоятельный полет. Случилось это в 1943 году (Владимиру было 16 лет). Шла война, и на какие-то там формальности особого внимания не обращали. К тому же Коккинаки никого и ничего не боялся, так что старшему Ильюшину осталось только развести руками. На фронт «сынок» не попал (а как хотелось!), их «год» уже не брали. Он учился у Коккинаки летать, параллельно сдал на подготовительных курсах Московского авиационного института за девятый класс, на аналогичных курсах академии имени Н.Е.Жуковского — за десятый, туда и поступил в победном году. И снова «параллели» жизни, судьбы, как хотите. Слушатель «Жуковки» оканчивает …1-й московский аэроклуб и получает первый в своей жизни официальный летный документ. Потом находит время, мчится в Балашов, что в Саратовской области, в тамошнее военное училище летчиков, сдает экстерном летную практику и навигацию (инженерные науки у него, старшекурсника академии, спрашивать, естественно, не стали) и получает еще один соответствующий документ, а в 1950-м, за год до окончания академии, вылетел на своем первом реактивном самолете — Як-17.

К окончанию «Жуковки» налет у Владимира Ильюшина приблизился к 400 часов. Уже стала проясняться дальнейшая дорога — не в военные авиационные инженеры, а в Школу летчиков-испытателей (ШЛИ), организованную первым начальником Летно-исследовательского института (ЛИИ) Михаилом Михайловичем Громовым. Тумана на этой дороге оставалось предостаточно: в армии Ильюшин практически не служил, то есть не тянул лямку строевого летчика, на фронте не был, налета на реактивной технике — по сути никакого. Но и тут повезло: его «летный отец» Коккинаки упросил своего закадычного друга Громова «посмотреть Володьку»…

В 1953 году В.С.Ильюшин окончил Школу летчиков-испытателей.
Удивительным оказался тот набор в ШЛИ, второй по счету! Богородский, Васин, Горяйнов, Елян, Кукушев, Мосолов, Мухин, Нефедов, Щербаков… Кого ни возьмешь — прочтешь поэму о крыльях! Многие пришли с фронтовым опытом, орденов и медалей — во всю грудь. Тот выпуск оказался одним из самых «удачливых»: восемь из 21 человека стали Героями Советского Союза в мирное время, уже за испытания новой авиационной техники, 12 — заслуженными летчиками-испытателями СССР, и лишь четверо сложили головы в испытательных полетах…

Ильюшин оказался самым молодым в группе, а точнее, младшим братом в этой уникальной семье, что никоим образом не отразилось на взаимоотношениях внутри «школьного» мини-коллектива. Неслучайно те уже далекие стремительные два года в подмосковном Жуковском Ильюшин и по сей день называет песней. Слушатели ШЛИ имели счастливую возможность в отведенное на учебу время поработать и на серийных авиазаводах, как бы внештатно. Ильюшин такой возможности не упустил: сначала — в Куйбышеве, потом — в Новосибирске, где сдавал приемщикам по два десятка МиГ-17 в месяц. Кстати, там он поднял и испытал головную серийную машину МиГ-17Ф.

Подобная востребованность испытателей объяснялась просто: набирала обороты «холодная война» с бывшими союзниками. Нужно было принимать, как модно нынче говорить, адекватные меры. Просто поразительно, но в разоренной, не оправившейся от военного лихолетья стране авиация развивалась невиданными темпами! На эту тему можно философствовать до бесконечности. Но факт остается фактом: на плечи того авиационного поколения конструкторов, инженеров, ученых, производственников, испытателей, строевых летчиков легла колоссальная нагрузка, оценить которую с нынешних «зияющих высот» просто-напросто невозможно. Люди становились профессионалами высочайшего уровня буквально «ударными темпами».

«Мне имя отца мешало со страшной силой, признается Владимир Сергеевич, особенно вначале. Чтобы утвердиться, приходилось в десять раз больше делать, чем если бы я был просто Ивановым. На меня и смотрели косо. Когда Артему Ивановичу Микояну на новую машину понадобились летчики из Летно-исследовательского института, было это в пятьдесят пятом году, я уже окончил Школу летчиков-испытателей и работал в ЛИИ, рекомендовали меня. Так Микоян меня не взял. Я пробился к нему, спросил: почему? А он мне в ответ: «А что я скажу Сергею Владимировичу, если ты разобьешься?» Вот и весь сказ.

Другой наш прославленный конструктор — Павел Осипович Сухой, по природе своей весьма щепетильный человек, закрыл-таки глаза на сие непростое обстоятельство. В 1956 году он поначалу предложил перспективному пилоту продолжить испытания опытных С-1 (Су-7) со стреловидными крыльями и Т-3, прототипа перехватчика с треугольным крылом (так сложилось, что самолеты только-только воссозданного КБ Сухого испытывали приглашаемые из НИИ ВВС военные летчики). Ильюшин с поставленной задачей справился. Год спустя, когда на аэродроме появился Т-43 (в серии — Су-9), генеральный конструктор доверил Ильюшину первый вылет, мало того, позвал на постоянную работу. Так и стал Ильюшин-младший «штатным» испытателем Московского машиностроительного завода «Кулон» — суховской «фирмы» — и его шеф-пилотом. Повезло? Конечно. Да и коллективу Сухого повезло не в меньшей степени.

11 октября 1957 года на подмосковном аэродроме «Раменское» Владимир Ильюшин поднимает в воздух Т-43, прототип серийного перехватчика Су-9. Четырнадцать месяцев спустя он выполняет первый полет на Т-47-3 (в серии — Су-11). В июне 1959 года в один из авиационных полков Войск ПВО поступают первые серийные Су-9. Испытатели ОКБ Сухого помогают строевым летчикам осваивать совершенно непривычную после дозвуковых МИГ-17 технику, но и не забывают напомнить «возможному противнику» о себе: тем же летом Ильюшин устанавливает на Су-9 мировой рекорд высоты (так называемый динамический потолок), забравшись на 28852 метра. Между прочим, это был первый послевоенный рекорд на боевом совершенно секретном самолете, который не только открыл советскую «рекордную дорогу», но и обязал отечественных авиастроителей публиковать некоторые данные об этих самолетах, двигателях, да и аэродроме «Раменское». После утверждения рекорда Международной авиационной федерацией (ФАИ) летчик получил звание «Заслуженного мастера спорта СССР» (удивляться этому обстоятельству не стоит — мировые авиационные рекорды были тогда в цене).

5 июня 1960 года а/м «Победа» с группой подвыпивших ударников коммунистического труда столкнулась влобовую с «Волгой» Владимира Ильюшина. Спас его коллега-испытатель и будущий космонавт Г.Т.Береговой, случайно оказавшийся на трассе, где произошла авария и конечно мастерство врачей. Через год он смог вернуться на испытательную работу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1960 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Ильюшину Владимиру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

3 сентября 1981 года катапультировался из Т-10С-1 (Су-27).

В период с 1943 года по 1981 год летчик-испытатель Владимир Ильюшин 6420 раз поднимался в небо (полеты в салонах пассажирских самолетов не в счет), 6419 раз приземлялся на своих летательных аппаратах и лишь однажды — на парашюте. Он провел в воздухе 4152 часа 25 минут, что для человека его достаточно узкой специализации очень и очень много. Про выслугу говорить тоже не приходится: по всем действующим в стране законоположениям она у Ильюшина достигла 90 лет.

Владимир Ильюшин летал на самолетах и вертолетах 145 типов и модификаций, хотя его хлебом и его любовью была и остается истребительная авиация (это к вопросу о специализации). Из них около полутора десятков машин справедливо называют «легендарными» в истории мирового самолетостроения, да и летчик-испытатель, поставивший их на крыло, уже при жизни тоже становится «легендой». Людей такого класса называют еще «летчиками от Бога», частенько подразумевая при этом, что для них инструкции — не догма, и называя к тому же и «везунками». Действительно, в авиации понятие «повезло — не повезло» существует испокон веку. Вот и Владимиру Ильюшину в жизни всегда по крупному везло. Главное: он не сложил голову в своих полетах, потому как в случавшихся запредельных ситуациях каким-то непостижимым образом улавливал и не переступал ту грань, за которой открывалась дорога в вечность.

С 1972 года работал в ОКБ им. П.О.Сухого заместителем главного конструктора.
С 1981 года генерал-майор авиации В.С.Ильюшин в запасе.
С 2000 года консультант — член Совета старейшин.

Жил в Москве. Умер 1 марта 2010 года. Похоронен на Химкинском кладбище в Москве.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 11118 (05.10.1960 г.);
-орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 июля 1999 г.) — за заслуги перед государством, большой вклад в разработку, создание современной авиационной техники и многолетний добросовестный труд;
-орден Ленина (05.10.1960 г.);
-орден Боевого Красного Знамени (24.11.1966 г.);
-орден Трудового Красного Знамени (26.04.1971 г.);
-орден Красной Звезды (21.08.1964 г.);
-орден «Знак Почёта» (12.07.1957 г.);
-медали, в том числе:
-медаль «За боевые заслуги» (1955 г.);
-медаль «За оборону Москвы» (1945 г.);
-медаль де Лаво (ФАИ, 1963 г.);
-Ленинская премия (1976 г.);
-Государственная премия Российской Федерации (1996 г.).

.

.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Ильюшин Владимир Сергеевич.
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.