Карапетян Гурген РубеновичКарапетян Гурген Рубенович.

Заслуженный летчик-испытатель СССР (15.08.1986 г.), Герой Советского Союза (24.01.1991 г.), старший лейтенант запаса.

Родился 9 декабря 1936 года в Свердловске. По национальности — армянин. Поступив в 10 классе в Свердловский аэроклуб и освоив свой первый самолет — У-2, Гурген Рубенович твёрдо решил стать военным лётчиком. Его дядя, Гурген Бейбутович Карапетян, главный конструктор ОКБ на Уралмаше, заменивший ему отца, убедил мальчика поступить в Московский авиационный институт (МАИ) на факультет самолётостроения.
В 1961 году окончил Московский авиационный институт. Одновременно с обучением занимался планёрным и вертолётным спортом в аэроклубе МАИ.
В 1960 году Гурген становится чемпионом СССР по вертолётному спорту.
С 1961 года он работал ведущим инженером в ОКБ М.Л.Миля.
В 1962 году окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей.
С 1962-го по 1993 год — на лётно-испытательной работе в Московском вертолётном заводе имени М.Л.Миля.
С 1974 года Карапетян работал на должности старшего лётчика-испытателя завода. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ми-26 и Ми-28, провёл испытания вертолётов Ми-14, Ми-24, Ми-26 и Ми-28 в режиме авторотации (посадки без двигателя), участвовал в испытаниях вертолётов Ми-2, Ми-6, Ми-10, Ми-14 и их модификаций. В период с 1962 по 1982 годы установил 10 мировых авиационных рекордов (из них 8 — в качестве второго пилота) скорости и грузоподъёмности на вертолётах Ми-6, Ми-10К, Ми-24 и Ми-26.

В 1986 году просвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

В мае 1986 года Капапетян принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 9 мая ночью ему позвонили домой и сказали, что необходимо лететь в Чернобыль для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Уже на следующий день Карапетян (как представитель МВЗ Миля) и его коллега Анатолий Грищенко (представитель Лётно-исследовательского института имени М.М.Громова) прибыли на помощь гвардейскому вертолётному полку, работающему в районе аварии на Чернобыльской АЭС. На вертолёте Ми-26 им довелось выполнять сложнейшую задачу — используя внешнюю подвеску, в течение трех минут закрыть реактор куполом весом в 15 тонн и таким образом отсечь радиоактивное излучение.

К сожалению, успех операции был омрачён скорым ухудшением здоровья лётчика Анатолия Грищенко. Из-за крайне высокой дозы радиационного облучения у него развился лейкоз. Гурген Карапетян оказывал содействие и помощь, подключив все свои связи для спасения товарища, но несмотря на лечение в США и успешную операцию по пересадке костного мозга, 3 июля 1990 года Грищенко скончался в клинике города Сиэтла.

8 июня 1989 года лётчик-испытатель Гурген Карапетян и штурман-испытатель Виктор Цыганков впервые демонстрировали Ми-28А на авиасалоне в Ле Бурже под Парижем. Советский боевой вертолёт тогда ожидаемо стал сенсацией авиасалона и всей выставки в целом.

24 января 1991 года указом Президента СССР Михаила Горбачёва за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Гургену Рубеновичу Карапетяну было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

6 мая 1993 года Карапетян вместе со штурманом-испытателем Сергеем Серегиным на боевом вертолёте Ми-28А первыми в России выполнили петли Нестерова, бочки, перевороты и другие фигуры высшего пилотажа.
С 1974-го по 1994 год, Гурген Рубенович был председателем методического совета лётно-испытательного комплекса завода. На этой должности он проводил большую работу по повышению качества и безопасности полётов на испытаниях, занимался повышением квалификации лётного состава.
В конце 1990-х годов вертолётный завод имени М.Л.Миля, на котором трудился Карапетян, оказался на грани банкротства. В связи с этим Гургена Рубеновича пригласили в администрацию Президента РФ, где совместно с Советом Безопасности РФ были разработаны мероприятия по выводу предприятия из процедуры банкротства. 16 декабря 2000 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал необходимые поручения по сохранению и развитию Московского вертолетного завода им. М.Л.Миля и интеграции основных предприятий вертолётостроения. За участие в этой работе Гурген Рубенович был награждён медалью Совета Безопасности Российской Федерации «За заслуги в обеспечении национальной безопасности».

Гурген Карапетян живёт в Москве. Трудился на Московском вертолётном заводе имени М.Л.Миля в должности заместителя генерального директора по стратегическому развитию. Ныне работает в АО «Вертолёты России» в должности начальника службы безопасности полётов.

Всего за годы работы Карапетян освоил 39 типов вертолётов, планеров и самолётов, а с учетом модификаций — более 100. Провёл в воздухе более 5500 часов, летал на всех типах вертолётов фирмы Миля. Имеет 8 патентов на изобретения, опубликовал ряд научных статей в отечественных и иностранных журналах.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (24.01.1991 г., медаль № 11640);
-два ордена Ленина (27.04.1977 г., 24.01.1991 г.);
-орден Октябрьской Революции (1982 г.);
-орден Дружбы Народов (1989 г.);
-орден «Знак Почёта»;
-медали.

Летчик-испытатель Г.Р.Карапетян в кабине вертолета Ми-26.

Летчик-испытатель Г.Р.Карапетян в кабине вертолета Ми-26.

Герой СССР Гурген Рубенович Карапетян.

Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР Гурген Рубенович Карапетян.

10 мая 2007 года.

9 мая 2007 года.

.

.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Карапетян Гурген Рубенович.
А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.