Комаров Александр СергеевичКомаров Александр Сергеевич (1944-1981).

Лётчик-испытатель, старший лейтенант.

Родился 12 ноября 1944 года в городе Киселёвск ныне Кемеровской области. Детство провёл в селе Тогул Алтайского края, в 1960-1961 годах, в посёлке Глубокое Восточно-Казахстанской области (Казахстан), с 1961 года — в селе Волобуевка Тимского района Курской области.
В 1961-1963 годах работал шофёром в совхозе.
В феврале-июле 1963 года — кочегаром в Ейском ВВАУЛ.
В Советской Армии с августа 1963 года.
В 1967 году окончил Ейское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация).
С июня 1970 года в запасе.
В 1971 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
С октября 1971 года — на лётно-испытательной работе в ОКБ П.О.Сухого. Поднял в небо: Т-10-5 — опытный прототип Су-27 (1980 г.), Т-10-12 (25.11.1981 г.). Принимал участие в испытаниях Су-17, Су-24, Су-25, Су-27 и их модификаций.
12 июня 1972 года при выполнении испытательного полета на Су-15 №11-42 из-за прогара форсажной камеры разрушились трубопроводы бустерной гидросистемы. Управление отказало, и самолет с высоты 10 км перешел в пологое пикирование. Комаров покинул машину на высоте 2000 м на Vпр=1000 км/ч, при катапультировании получил переломы обеих ног и левой руки, но вернулся на лётно-испытательную работу через 2 года.

Погиб 23 декабря 1981 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Т-10-12 (Т10С-2).

Это был второй летный экземпляр серийного Су-27 ( заводское обозначение — Т-10С-2 или Т-10-12, бортовой № 04-05). Катастрофа произошла в 70 километрах восточнее аэродрома ЛИИ в Жуковском в местечке под названием Белый Омут. Обстоятельства его гибели до сих пор не ясны. Вот как об этом рассказывает Н.Ф.Садовников:
«Саша должен был разгонятся на Су-27 до числа М, равного 2-2,3. Я должен был его сопровождать на Су-7. Я на такой скорости лететь не мог и мы договорились о встрече в конце зоны. Мы шли навстречу друг другу с боковым уклонением примерно в 8 километров. Он разворачивался с торможением после достижения М=2,3 и я, подстроившись рядом, мог наблюдать его в тот момент. Когда все это произошло и мы сблизились, я увидел, что с его самолета откуда-то сошли мощные вихри и самолет вдруг стал вращаться. Я немедленно спросил: «Что у тебя?» Саша молчал, его самолет шел вниз и мимо меня пронеслось что-то черное. Мы его искали три дня — в самолете его не оказалось. Нашли его сидящим в черном катапультном кресле в двух километрах от обломков самолета. У него была сильная травма головы. На защитном шлеме сильная вмятина со следами красной краски. Такой краской были покрашены центровочные грузы, размещенные в носовой части самолета, в конусе, для уменьшения неблагоприятной задней центровки (видимо летали без РЛС). Возможно сорвавшийся груз и ударил его по голове. Непонятно от чего стало вращать машину. Возможно — полный отказ СДУ. Мы такого не ожидали, ведь было 4-х кратное резервирование, хотя в ВВС такой случай был.»
Как показали самописцы, число М=2,35, а скоростной напор составлял q=9450 кг/м2.
Существует мнение, что причиной стали не грузы центровочные в конусе, а КЗА, размещенное в наплыве крыла и сорвавшееся при маневре с перегрузкой. Сорвалось и повредило силовой набор, самолет разрушился. В заключении официальной версии комиссии написано: «… причина установлена быть не может…»

После катастрофы на Су-27 был усилен каркас кабины, закабинного отсека, фонаря кабины пилота и подфонарной жесткости — мест, с которых началось разрушение самолета.
За этот случай здорово поплатился генеральный конструктор ОКБ им.Сухого Е.А.Иванов, так как именно он был инициатором выполнения этого режима на «обжатие». Накануне Иванов должен был избираться членом Академии Наук, но эта трагедия все перечеркнула. В конце 1982 года он был переведен в НИИАС и вскоре умер (10 июля 1983 г.), как говорят, из-за большой душевной травмы.

Александр Сергеевич жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

.

.

Источник:
Сайт «Испытатели» (www.testpilot.ru).