Моисеев Яков НиколаевичМоисеев Яков Николаевич (1897-1968).

Летчик-испытатель, Заслуженный летчик СССР (1926 г.), полковник.

Яков Моисеев родился 18 (6-ст.ст.) августа 1897 года в в станице Есауловской (ныне город Морозовск Ростовской области). Окончил два класса приходского училища.
С 1909 года работал батраком, грузчиком, землекопом.
В 1917 году окончил школу шоферов в г. Ростов-на-Дону.
В 1917 году состоял в Красной Гвардии.
В 1918 году Моисеев добровольно пошёл на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Участвовал в Гражданской войне, первоначально был шофёром бронемашины бронеотряда 5-й армии (Царицинский фронт).
С сентября 1918 года по июнь 1919 года — курсант Московской ВАШ.
С июня 1919 года по август 1919 года — военный летчик в 7-м истребительном отряде 3-го дивизиона 10-й армии. Принимал активное участие в боях с Добровольческой армией Деникина. В сложных условиях выполнил воздушную разведку войск противника и доставил в расположение командования важные разведданные, при этом подвергаясь риску.
С августа 1919 года — военный летчик в 34 разведывательном отряде 9 армии.
С сентября 1920 года — военный летчик в 35 разведывательном отряде 9 армии.
С августа 1923 года работал пилотом в «Добролете». 15 июля 1923 года на самолете Junkers F-13 «Промбанк» открыл первую в стране регулярную пассажирскую авиалинию «Москва — Нижний Новгород».
С января по май 1924 года, в должности летчика 2-го отдельного разведывательного авиаотряда Хорезмской авиагруппы, участвовал в боях с басмаческими бандформированиями на Туркестанском фронте.
В 1924-1925 годах — пилот «Добролета» на линии Баку — Иран.
В 1925-1927 годах — летчик-инструктор ВВА им. Н.Е.Жуковского.

В 1926 году по инициативе Николая Поликарпова Комиссия по большим советским перелётам поручила Моисееву совершить перелёт по ранее не испытанному маршруту. Моисеев с Поликарповым долгое время готовились к полёту. Для него специально был построен самолёт Р-1 «Искра», оснащённый мотором М-5 мощностью в 420 лошадиных сил. 14 июля 1926 года Моисеев вместе с механиком Петром Морозовым вылетел в 1 час 20 минут. Маршрут пролегал через Харьков, Баку, Пехлеви. 17 июля 1926 года Моисеев и Морозов на самолёте перелетели через Менджильские горы высотой около четырёх тысяч метров и в 8 часов утра того же дня приземлились в Тегеране. Перелёт Москва-Тегеран был выполнен в общей сложности за 2 дня и 6 часов, из которых в воздухе Моисеев провёл 17 часов 27 минут. 22 июля 1926 года он вылетел обратно в 0 часов 10 минут несмотря на то, что было тёмное время суток и компас приходилось подсвечивать фонарём. В 19 часов 30 минут 23 июля самолёт приземлился в Москве, установив мировой рекорд дальности. За этот перелёт Моисеев был награждён третьим орденом Красного Знамени.

С мая 1927 года по 1943 год — летчик-испытатель авиазавода № 22 (г. Москва, после октября 1941 г. — г. Казань). Поднял в небо и провел испытания ДБ-А (02.05.1935 г.), участвовал в испытаниях Р-3ЛД (1927 г.), МР-1 (1927 г.), проводил испытания на высший пилотаж самолета У-2, ТБ-1 (АНТ-4) (1932 г.), ТБ-3 (АНТ-6), СБ (АНТ-40), Пе-2.
С апреля 1943 года — летчик-испытатель авиазавода № 381 (г. Москва). Испытывал серийные Ла-5.
В 1944-1946 годах — зам. начальника ЛИС авиазавода № 301 (г. Химки).
За годы работы летчиком-испытателем испытал более 10000 самолетов.
С февраля 1946 года в запасе. Работал в центральном аппарате авиапромышленности.
В 1967 году в звании полковника вышел в отставку.

Умер 28 декабря 1968 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Якова Моисеева назван пассажирский широкофюзеляжный самолёт Ил-96-300 RA-96008 российской авиакомпании «Аэрофлот».

Награды:
-два ордена Ленина (17.08.1933 г.; 21.02.1945 г.);
-четыре ордена Боевого Красного Знамени (1920 г.; 14.10.1924 г.; 07.09.1926 г.; 03.11.1944 г.);
-орден Красной Звезды (28.10.1967 г.);
-орден Красного Знамени Хорезмской НСР (1924 г.);
-медали.

Ил-96-300 RA-96008 Аэрофлота Яков Моисеев.

Ил-96-300 RA-96008 Аэрофлота «Яков Моисеев».

.

.
Список источников:
И.И.Родионов. Хронология авиации.
М.М.Громов. На земле и в небе.