Преман Эдгард Юганович (1910-1937).
Лётчик-испытатель, старший лейтенант.
Родился в 1907 году.
С 1930-х годов — летчик-испытатель НИИ ВВС СССР.
В 1935-1936 годах вместе с В.К.Коккинаки, В.А.Степанчонком, С.П.Супруном и В.Н.Евсеевым входил в состав пилотажной группы «Красная пятёрка».
Участвовал в государственных испытаниях самолётов: И-15 (1935 год), ДИ-6 (1936 год).
На И-15 буксировал планер Г-9 с П.М.Стефановским, который установил 12 марта 1936 года рекорд высоты — 10360 метров.
Погиб 22 июля (по др.данным 21 июня) 1937 года при выполнении испытательного полета на истребителе «7211» конструкции А.А.Боровкова и И.Ф.Флорова.
1 июня 1937 года «семерку» облетал летчик НИИ ВВС П.М.Стефановский, который дал машине положительную оценку. Заинтересовался новым самолётом и прибывший из Испании Яков Смушкевич. Было решено в кратчайший срок провести госиспытания, самолет отправить в подмосковный город Щелково. Для перегонки с авиазавода на аэродром НИИ прибыл один из наиболее опытных испытателей — Эдгар Юганович Преман. Он, как всегда, подробно ознакомился с новым самолетом на земле. Отлично взлетел и направился в зону пилотажа. Выполнив положенные эволюции, он развернул машину на аэродром. Внезапно прекратил работу мотор М-85. Идти на посадку? Но произвести ее не так легко. Самолет весьма необычен, и летчику совершенно неизвестны его качества на планировании. К тому же заводской аэродром имел чрезвычайно малые размеры. Там и сям его окружали препятствия. Преман блестяще выполнил расчет на посадку. Самолет круто снижается к земле. Остановившийся винт создает дополнительное торможение. Под крылом проскользнули заводские цехи, вечно не к месту расположенные трубы, мачты, вышки, телеграфные столбы. Но перед выравниванием самолет немного просел и приземлился за два метра до начала аэродромной полосы, поперек проходящей здесь железнодорожной ветки. Машина молниеносно сделала невероятное сальто и Преман погиб.
Командование приняло решение похоронить Э.Ю.Премана на территории НИИ, со всеми воинскими почестями. Для перевозки тела послали четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3Р.
Причину катастрофы скоро определили — засорился жиклер карбюратора. Такое, к сожалению, случалось и случается по сей день.
За испытания новой техники Э.Ю.Преман был награжден орденом Ленина.
.
.
Список источников:
П.М.Стефановский. Триста неизвестных.
И.И.Родионов. Хронология авиации.