Поршневой авиационный двигатель М-85 (Gnome-Rhone Mistral Major 14Kdrs).

Разработчик: Gnome-Rhone
Страна: СССР
Год постройки: 1935

М-85 — советский авиационный звездообразный 14-цилиндровый двухрядный, звездообразный, четырёхтактный, поршневой двигатель воздушного охлаждения. Представлял собой лицензионную копию французского мотора Gnome-Rhone «Mistral Major» 14Kdrs.
В сентябре 1933 года советская делегация, отбиравшая образцы двигателей для производства в СССР, была направлена во Францию. Двигатели фирмы «Gnome-Rhone» вызвали большой интерес у советских специалистов. В итоге с фирмой «Gnome-Rhone» было заключено соглашение о технической помощи в освоении двух двигателей: 9-цилиндрового «Mistral» 9К и 14-цилиндрового «Mistral Major» 14К. Первый получил советское обозначение М-75, второй — М-85. Договор предусматривал поставки комплектующих для первых серий двигателей, а также стажировку 15 советских инженеров на заводе «Gnome-Rhone» во Франции. В 1934 году началась приёмка технической документации и двигателей-образцов.

Ранние серии двигателя частично комплектовались импортными узлами и электрооборудованием:
-советское магнето ВМ-14, которое должно было заменить французский оригинал, не было доведено до конца 1935 года до работоспособного состояния;
-карбюратор;
-клапана;
-подшипники ПЦН;
-выхлопные патрубки;
-бензонасос;
-компрессор;
-свечи зажигания.

Советская копия двигателя Gnome-Rhone «Mistral Major» 14Kdrs соответствовала оригиналу по мощности и расходу топлива, но отличалась большим расходом масла и имела меньший срок межремонтного ресурса.

Задача по освоению производства французских двигателей была возложена на завод № 29 в Запорожье. Первые моторы были выпущены в июле 1935 года. Государственные стендовые испытания были завершены удачно в 1936 году. Двигатель был снят с производства в конце 1937 года. Всего изготовили 463 двигателей М-85.

Для 1935 года мотор М-85 по своим техническим данным уже несколько устарел, поэтому для модернизации двигателя в 1935 году было сформировано конструкторское бюро ОКБ-29. Руководителем бюро был назначен А.С.Назаров.
Существовали следующие модификации двигателя:
М-85Ф — запустили в серийное производство под обозначением М-86;
М-85В — был переименован в М-87.

Двигатель М-85 устанавливался на серийных самолетах ДБ-3 и на опытных самолётах: И-207, ДГ-58, ДГ-58Р, Р-9, ПС-35, ДИ-8.

ТТХ:

Тип: 14-цилиндровый, двухрядный звездообразный, четырёхтактный, редукторный
Производитель: завод № 29 (Запорожье)
Объём, л: 38,65
Мощность, л.с.: 720/800
Ход поршня, мм: 165
Количество цилиндров: 14
Диаметр цилиндров, мм: 146
Компрессор: односкоростной ПЦН
Топливная система: карбюратор
Система охлаждения: воздушного охлаждения
Сухой вес: 600 кг.

1.Двигатель М-85.

Двигатель М-85.

2.Двигатель М-85 в экспозиции музея.

Двигатель М-85 в экспозиции музея.

Двигатель М-85. Музей авиации Финляндии в Тиккакоски.

.

.

Список источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Л.Берне. Создатель трёх ОКБ.