Скоростной самолет-разведчик Р-9 (СР; ЦКБ-27).

Разработчик: Кочеригин
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.0.ср

С целью замены разведчиков-бипланов более скоростными машинами Главное управление авиационной промышленности и Управление Военно-Воздушных Сил объявили конкурс на новый самолет такого назначения. Одним из первых в конкурс включился конструкторский коллектив С.А.Кочеригина и в короткий срок создал опытный скоростной самолет-разведчик, который можно было применять и как двухместный истребитель и как легкий бомбардировщик. Самолет проектировался под двигатель воздушного охлаждения в 780 л.с. с трехлопастным винтом изменяемого в полете шага. Это самолет получил обозначение СР (скоростной разведчик, Р-9, ЦКБ-27) .

Самолет был задуман как многоцелевой скоростной разведчик, двухместный истребитель и легкий бомбардировщик. По сравнению с ХАИ-1ВВ этот самолет представлял собой значительный шаг вперед с точки зрения внешней аэродинамики, конструкции планера, летно-тактических данных. Выполненный по схеме свободнонесущего среднеплана самолет СР оснащался мощным, легким, экономичным и более надежным в боевых условиях двигателем воздушного охлаждения Gnome-Rhone «Mistral-Major»14Krsd с номинальной мощностью на расчетной высоте 780-800 л.с., серийное производство которого под обозначением М-85 развертывалось на одном из моторных заводов. Цилиндры двигателя закрывались капотом NACA, аэродинамически более эффективным, чем кольцо Тауненда. Самолет имел ставшую классической для разведчиков «продольную» компоновку фюзеляжа с бомбоотсеком под лонжеронами крыла, обеспечивавшим внутреннюю подвеску 400 кг бомб. Однако среднее положение крыла и наличие бомбоотсека под крылом определили смещение почти к самому хвосту фюзеляжа кабины летнаба, оснащенной специальным оборудованием и подвижным пулеметом ШКАС на шкворневой установке, в полете находившимся в кабине и только в случае воздушного нападения выставлявшимся в поток.

Самолет имел смешанную конструкцию: деревянный монококовый фюзеляж и металлическое крыло, оборудованное посадочными щитками типа ЦАП. Для продольной балансировки самолета СР впервые использовались не управляемый стабилизатор, а триммеры на рулях высоты. Шасси убиралось от бортовой пневматической системы, и чтобы убрать или выпустить шасси летчик должен был выполнить пять — семь операций, но после разработки многоходового крана число операций по уборке — выпуску шасси удалось сократить до одной. Обшивка элеронов и рулей — полотно.

Самолет был построен в трех экземплярах в 1935-1936 годах ЦКБ-27 вышел на летные испытания в НИИ ВВС летом 1935 года и показал невиданную для разведчика скорость с убранным шасси в 460 км/ч. Однако конструкция убирающегося шасси самолета оказалась недоведенной. В полетах случались отказы или неполная уборка шасси, при которой искажалась нижняя поверхность крыла и фюзеляжа. Срочная доработка, выполненная в процессе испытаний, не привела к желаемым результатам.

Кочеригин принял решение выпустить самолет с неубирающимся шасси. Стремление конструктора любой ценой довести разведчик до серийного производства заставило пойти на компромисс, в итоге погубивший машину. Новый вариант — Р-9 имел жесткое, неубираемое шасси в обтекателях — «калошах», давшее гораздо большее сопротивление. К тому же центроплан пронизывал фюзеляж насквозь и этим ограничивал по высоте бомбовый отсек, что негативно сказалось на размещении бомбовой нагрузки.

Испытания Р-9 начались в 1936 году. Модифицированный самолет с серийным мотором М-85 имел вместо шкворневой экранированную турельную установку с подвижным пулеметом ШКАС в кабине летнаба. В полете максимальная скорость самолета с неубирающимся шасси уменьшилась до 447 км/ч, что однако, считалось вполне приемлемым. Но устранить выявленную еще на ЦКБ-27 неустойчивость относительно всех трех осей и сложность управления самолетом не удалось. В итоге полный цикл испытаний провести не смогли, а начатое серийное производство самолета Р-9 на заводе № 1 прекратили.

ЛТХ:

Модификация: Р-9 (СР)
Размах крыла, м: 12,00
Длина, м: 9,90
Высота, м: 3,20
Площадь крыла, м2: 24,15
Масса, кг
-пустого самолета: 1678
-нормальная взлетная: 2649
Тип двигателя: 1 х ПД М-85
-мощность, л.с.: 1 х 780
Максимальная скорость, км/ч: 460
Крейсерская скорость, км/ч: 380
Практическая дальность, км: 840
Максимальная скороподъемность, м/мин: 633
Практический потолок, м: 9000
Экипаж, чел: 2-3
Вооружение: один турельный подвижный 7,62-мм пулемет ШКАС и два крыльевых несинхронных 7,62-мм пулеметов ШКАС
Бомбовая нагрузка: до 400 кг бомб на внутренней подвеске в фюзеляже.

1а.Р-9 на испытаниях.

Первый вариант скоростного разведчика Р-9 (с убирающимся шасси) на испытаниях.

2.Р-9 на испытаниях. 1

Третий вариант скоростного разведчика Р-9 с неубирающимся шасси.

3-r-9-sr-shema

Р-9 (СР). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Вячеслав Савин. Деревянная авиация профессора Немана.