Герой СССР Пепеляев Е.Г.Пепеляев Евгений Георгиевич (1918-2013).

4 января 2013 года на 95-м году жизни скончался лучший летчик-истребитель реактивной эпохи Евгений Пепеляев. За 11 месяцев боевых действий во время Корейской войны он сбил в воздушных боях 19 американских самолетов. Это количество побед, подтвержденное зарубежными исследователями. Официально ему зачислено 20 побед. Больше за последние 65 лет не сбил никто, хотя активные схватки ВВС происходили в небе Вьетнама, Ближнего Востока, Азии.

Пепеляев родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата — Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над озером Ильмень в 1941 году. До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 году.

Служил на Дальнем Востоке (на территории села Бабстово Ленинского района Еврейской автономной области) в 300-м ИАП. Летал на самолётах И-16, ЛаГГ-3.
В ноябре 1943 года был направлен на стажировку на фронт. В составе 162-го ИАП, действовавшего на Белорусском фронте, провёл 12 боевых вылетов на Як-7Б.
Летом 1945 года замкомандира 300-го ИАП капитан Пепеляев участвовал в прикрытии войск 2-го Дальневосточного фронта, действовавшего против японских вооружённых сил. Провёл здесь более 30 боевых вылетов на Як-9Т.

Осенью 1945 года, после того как американские войска начали высаживаться в портах Жёлтого моря, Пепеляев будучи уже командиром 300-го ИАП был откомандирован в Северо-восточный Китай.
В декабре 1947 года окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава и был назначен заместителем командира 196-го ИАП, части, лётчики которой одними из первых освоили реактивные самолёты: в 1949 году — Ла-15, а весной 1950 года — МиГ-15. Лётный талант Пепеляева был замечен и его привлекают для участия в авиационных парадах. В паре с военным летчиком Валентином Лапшиным, первыми в стране, они продемонстрировали так называемый встречный пилотаж на МиГ-15 — один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолёты расходятся в нескольких метрах.

В 1949 году он назначен командиром 196-го истребительного авиационного полка, а на следующий год полк был направлен в Китай для участия в Корейской войне. 196-й истребительный авиаполк наряду с 17-м ИАП был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолетов, потеряв при этом 10 машин и 4 летчиков. Свою первую победу Пепеляев одержал в середине мая 1951 года, открыв счёт сбитых «Сейбров». За время боевых действий в Корее он сменил три МиГ-15 с бортовыми номерами 325, 925 и 760. Сам сбит не был, хотя «325» пришлось списать из-за деформаций фюзеляжа и оперения, произошедших во время воздушных боёв.

В первых боях проявились некоторые недостатки МиГ-15 с двигателем РД-45. Советский истребитель успешно сражался со штурмовиками F-80 и F-84, с палубными истребителями F9F «Пантера». Но в бою против истребителей F-86 «Сейбр» ему не хватало мощности двигателя. Схватки с ними были трудным делом и не всегда заканчивались победой советских летчиков. Поэтому Пепеляев сразу начал бомбардировать начальство требованиями перевооружить полк на более современные МиГ-15 бис с двигателем ВК-1. Впрочем, руководство и само понимало необходимость такой замены. С июня 1951 года Пепеляев и лётчики его полка одними из первых в стране стали летать на МиГ-15бис, новейшей машине того времени, отличавшейся более мощным двигателем ВК-1 и эффективными воздушными тормозами.

Пепеляев провел лучший бой в сентябре 1951 года, когда в численно равном бою с 8-ю американскими машинами лётчики ведомой им группы сбили 4 самолёта, из них 2 уничтожил он сам. 6 октября командир подбил «Сейбр», совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Союз. Это был первый захваченный «Сейбр». Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву.

Всего Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов (из них 101 боевой вылет в 1951 году), в 38 воздушных боях одержал 23 победы над реактивными самолётами противника (1 — F-80, 2 — F-84, 2 — F-94, 18 — F-86). Три победы он отдал своему ведомому А.Рыжкову и они не вошли в официальный счёт Пепеляева; таким образом, официально ему были зачислены 20 побед. Сам Пепеляев в беседе с историками воздушной войны в Корее Юрием Тепсуркаевым и Леонидом Крыловым сказал по поводу своих воздушных побед следующее: «В двенадцати я уверен. Это точно на все 100 %. Если натянуть, то, может быть, пятнадцать».

9.Победы Е.Г.Пепеляева

Среди причин успешной боевой работы своего полка Пепеляев называет высокую работоспособность и слётанность лётчиков, совершавших по несколько тренировочных вылетов в сутки. «Керосина» на выучку не жалели и это сторицей оправдалось в боях. Немаловажным представляется и тот факт, что полк лично курировал командующий авиацией МВО В.Сталин — по мнению Пепеляева, жёсткий и требовательный человек, толковый лётчик, командир почти с неограниченными возможностями.

Полковник Пепеляев налетал более 2000 часов, освоил около 30 типов крылатых машин, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9. В 1958 году он окончил Военную академию Генштаба. Летал до 1962 года, демобилизовался в 1973 году.

После демобилизации работал в НИИ приборной автоматики. Жил в Москве. Умер 4 января 2013 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22 апреля 1952 г.);
-два ордена Ленина;
-три ордена Красного Знамени;
-ордена Отечественной войны 1-й и 2-й ст.;
-два ордена Красной Звезды;
-медали.

1.Евгений Пепеляев с матерью, братом Константином и сестрой Людмилой. Одесса, 1937 г.

Евгений Пепеляев с матерью, братом Константином и сестрой Людмилой. Одесса, 1937 г.

2.Летчики 29-го Краснознаменного ИАП - В.Соколов, Е.Пепеляев, П.Радченко, В.Мясников. Аэродром Куйбышевка-восточный, май 1939 г.

Летчики 29-го Краснознаменного ИАП — В.Соколов, Е.Пепеляев, П.Радченко, В.Мясников. Аэродром Куйбышевка-восточный, май 1939 г.

3.Зам.командира 300-го ИАП капитан Пепеляев у своего Як-9. Желтый Яр, осень 1944 г.

Зам.командира 300-го ИАП капитан Пепеляев у своего Як-9. Желтый Яр, осень 1944 г.

4.Подполковник Пепеляев и капитан Лапшин у МиГ-15 в парадной окраске. 1950 г.

Подполковник Пепеляев и капитан Лапшин у МиГ-15 в парадной окраске. 1950 г.

5.Командир 196-го ИАП гв.подполковник Пепеляев. Аньдунь, весна 1951 г.

Командир 196-го ИАП гв.подполковник Пепеляев. Аньдунь, весна 1951 г.

6.F-86A-5NA № 49-1319, сбитый Пепеляевым в воздушном бою 6 октября 1951 г.

Американский истребитель F-86A-5NA № 49-1319, сбитый Пепеляевым в воздушном бою 6 октября 1951 г.

7.Слушатели Академии ГШ МО подполковники И.Калаюшкин, А.Ефимов и Е.Пепеляев на штабных учениях БелВО. 1957 г.

Слушатели Академии ГШ МО подполковники И.Калаюшкин, А.Ефимов и Е.Пепеляев на штабных учениях БелВО. 1957 г.

8.Ведущий инженер Московского НИИ приборной автоматики. 1985 г.

Ведущий инженер Московского НИИ приборной автоматики. 1985 г.

.

.

Список источников:
Пепеляев, Евгений Георгиевич. Cайт «Герои Страны».
Виктор Мясников. Евгений Пепеляев — ас № 1 реактивной эпохи.