Е.С.СоловьевСоловьев Евгений Степанович (1931-1978).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (16.11.1973 г.), Герой Советского Союза (22.07.1966 г.), майор.

Родился 1 января 1931 года в городе Валуйки ныне Белгородской области.
В 1949 году окончил Одесскую спецшколу ВВС.
В Советской Армии с 1949 года. В 1952 году окончил Чугуевское ВАУЛ, до 1956 года был в нём лётчиком-инструктором.
В 1952 году окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу ВВС.
В 1956-1958 годах служил в строевых частях ВВС.
С 1958 года в запасе.
В 1958 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1966 году — Московский авиационный институт.
С сентября 1958 года по апрель 1959 года — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Участвовал в проведении ряда испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института.
С 1959 года — лётчик-испытатель ОКБ П.О.Сухого. Выполнил первый полёт и провёл испытания Су-7Б (1959 г.), Су-17М (1971-1972 гг.); участвовал в испытаниях Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27.

Погиб 7 июля 1978 года при выполнении испытательного полёта на опытном Су-27.
Это было самое начало работ по СДУ самолета Су-27 — на первом варианте машины. Испытания начал В.С.Ильюшин. Он обнаружил, что при исходном состоянии СДУ (видимо речь идет об алгоритмах ее работы) на больших высотах и малых скоростях самолет не выходил на перегрузку в заданные нормами 0,5 секунд. Процесс вывода растягивался на десятки секунд. Ввели изменения в СДУ и на интересующих режимах все «устаканилось». Но при уменьшении высоты опять пошли отклонения от нормы. В.С.Ильюшин рассказывал:

«На высоте 1000 м на скорости 1000 км/ч я почувствовал, что самолет ведет себя непонятно. Сел и сказал инженерам, что не понял, что происходит с машиной — то ли это болтанка такая, то ли еще что, но управлять машиной надо «пальчиками» — так она чутко реагировала на отклонение ручки. Потом испытания прервались из-за тренировок для показа техники в Чкаловской, а потом я улетел на другое задание. На Су-27 полетел Е.С.Соловьев. Он знал о моих проблемах, все было записано даже в задании. Но в полете он двинул не «пальчиками», а рукой. Он не испугался, я уверен, но ему показалось странным что 5,5 единиц перегрузки возникли внезапно, как удар. Рефлекторно сунул ручку обратно. Машина выскочила на перегрузку -5, а на следующем движении уже развалилась. Сразу после гибели Соловьева некоторые говорили, что мол, был плохо привязан, причина в этом.»

Оказалось что нет. Были проведены эксперименты на спарке Су-17 с ПГО и с «хитрой» системой управления. Летали Назарян и Муравьев из ЛИИ. Кроме них летали еще три экипажа, для достоверности, но основную работу сделали они. Так вот, Назарян из передней кабины управлял, а Муравьев в нужный момент должен был отключать СДУ. Короче, они должны были «раскачать» самолет, но не дать ему разрушиться. Выполнялась масса реализаций по ходу ручки, скорости ее отклонения, скоростям и высотам.. В конце концов они «нарвались». Когда с перегрузкой -3,5 нос самолета стал отпускаться Муравьев попытался отключить СДУ. Не смог. Зато они успели прибрать тягу и уменьшить скорость, что их, очевидно и спасло. Через 6 секунд провала вниз машина резко пошла вверх с перегрузкой 10, потом вниз до -6, далее опять вверх и так несколько «циклов». Мужиков просто размазывало по кабине. Назарян сумел удерживать ручку и тем самым не способствовал развитию раскачки. После остановки колебаний у них возникла проблема на посадке.
Этот полет доказал, что Соловьев просто не мог справиться в одиночку.

В ОКБ им. П.О.Сухого работает сейчас сын Е.С.Соловьева — Игорь Евгеньевич Соловьев — летчик-испытатель. Он один из ведущих по Су-32. Не менее интересно то, что на Т-10-2 Е.С.Соловьева выпускал ведущий инженер Марк Беленький. Теперь И.Е.Соловьева выпускает сын Марка Беленького, ведущий инженер Валерий Беленький.
Е.С.Соловьев жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён орденами Ленин, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями, иностранной медалью.

Награды:
-золотая медаль Героя СССР (22.07.1966 г.);
-орден Ленина (22.07.1966 г.);
-орден Октябрьской Революции;
-орден Красного Знамени;
-орден Трудового Красного Знамени;
-кавалер знака «Заслуженный летчик-испытатель СССР»(16.11.1973 г.).

.

.

Список источников:
Соловьёв, Евгений Степанович. Cайт «Герои Страны».
А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.