Сузи Томас ПавловичСузи Томас Павлович (1901-1939).

Лётчик-испытатель, полковник.

Родился 29 августа 1901 года в Санкт-Петербурге. Финн.
В 1920-х годах служил летчиком-инструктором в 3-й объединенной школе летчиков и летчиков-наблюдателей в г. Оренбург.
В 1930-х годах служил летчиком-испытателем НИИ ВВС. Первым в СССР в истребителе с открытой кабиной, без кислородного прибора, периодически теряя сознание, достиг высоты 8000 метров.
В 1932 году побил мировой рекорд, возглавив группу самолетов (3 самолета Р-6 (АНТ-7), Р-5 и И-4) в высотном перелете по маршруту Москва — Харьков — Москва. Общая протяженность на высоте 5000 м — 1140 км.
С осени 1933 года — командир 116-й отдельной истребительной эскадрильи особого назначения (эскадрилья напрямую подчинялась наркому обороны К.Ворошилову). Эскадрилья выполняла спецзадания НИИ ВВС РККА. В эскадрильи проходили испытания, в сложных условиях, новые самолеты и авиационные приборы. Летчики участвовали в парадах над Тушинским аэродромом.
В августе 1934 года на истребителе И-5 участвовал в испытаниях «Звена-2А» (ТБ-3 + 3 истребителя И-5).
В 1932 году проводил испытания истребителей И-4 и И-Z, оснащенных динамореактивными пушками АПК-4 конструкции Курчевского. 18 мая 1933 года при испытаниях И-4 с ДРП АПК-3бис через 2 секунды после выстрела произошел взрыв, сорвавший 0,5 м2 обшивки правого крыла. Т.Сузи сумел посадит поврежденную машину.
В 1937 году руководил испытаниями, летчиками эскадрильи, реактивных снарядов (РС) с истребителей И-14.
С 1937 года начальник ЛИС авиазавода № 21. Проводит испытания опытного истребителя И-16-6 с двигателем М-25В. 3 августа 1938 года поднимает в первый полет самолет «Иванов» Н.Н.Поликарпова.
С 8 июля 1939 он проводит полеты на И-180-2 по программе госиспытаний НИИ ВВС. 18 августа 1939 года Т.П.Сузи продемонстрировал самолет в Тушино на параде в честь Дня Воздушного флота.

5 сентября 1939 года в 8 ч. 58 мин. Сузи вылетел на И-180-2 с заданием достичь потолка. В 9 ч. 19 мин. произошла катастрофа. По свидетельству очевидцев, самолет на высоте 3000 м перешел в штопор, затем, на высоте 250 м, в горизонтальный полет, затем в пикирование и врезался в землю с работающим мотором в районе станции Домодедово. Летчик выбросился из самолета на участке горизонтального полета и разбился, не воспользовавшись парашютом. Причина катастрофы так и не была установленна…

Томас Павлович Сузи был похоронен в колумбарии Ново-Девичьего кладбища.

Награды:
-орден Ленина;
-орден «Знак Почета».

.

.
Список источников:
В.П.Иванов. Самолеты Н.Н.Поликарпова.
П.М.Стефановский. Триста неизвестных.
И.И.Родионов. Хронология авиации.