И.А.ВалентэйВалентэй (Валентей) Игнатий Александрович (1895-1937).

Русский летчик, инженер, кинематографист, писатель.

Родился в 1895 году в городе Цеханов, Плоцкой губернии в семье служащих. Согласно официальной версии, по национальности — русский, но по семейной легенде он происходил из обрусевших итальянцев.

Военный летчик, участвовал в Первой Мировой войне, кавалер трёх георгиевских крестов, был тяжело ранен и чудом выжил (как рассказывала позже его невестка, Мария Алексеевна Валентэй-Мейерхольд, он оказался в морге среди убитых, но кто-то случайно заметил, что он пошевелился, и это спасло ему жизнь).

После октябрьского переворота Игнатий Александрович стал одним из организаторов гражданской авиации в СССР. Валентей стал инициатором постройки первого советского гражданского самолета — трехместного пассажирского биплана «Синяя птица», который был создан на базе трофейного двухместного самолета-разведчика «Шнейдер» по проекту инженера Н.Е.Шварева. Самолет был оснащен рядным двигателем «Бенц» мощностью 220 л.с.

В 1921 году Игнатий Александрович впервые поднял вопрос об использовании авиации в сельском хозяйстве — прежде всего для опыления посевов и борьбы с саранчой.

В мае 1922 года Валентэй совместно с другими летчиками-энтузиастами учредил товарищество «Научно-экспериментальная станция «Авиакультура». Уже летом того же года «Авиакультура» организовала первый в Советской России полет гражданского самолета по маршруту Москва — Нижний Новгород на самолетах «Юнкерс» F.13. Всего за 1922 год пилоты “Авиакультуры” выполнили 85 пассажирских рейсов, которыми воспользовались 400 человек, было перевезено немало почты и грузов.

Осенью 1923 года И.А.Валентэй принимает участие в испытании планеров на I Всесоюзных планерных испытаниях.

Валентэй прославился еще и тем, что был автором ряда хроникально-документальных фильмов о советской авиации – как оператор и режиссер, фильмы: «Всесоюзные воздухоплавательные состязания» (1924 год), «Бич полей» («Саранча», 1925 год), «Нижегородская ярмарка» (1925 год), «Перелет Москва-Токио», (1925 год), «Перелет Токио-Москва» (1925 год), «Самолет на службе культуры» (1925 год) и др.
В книге «Стальные птицы» Валентэй писал: «Можно предполагать, что авиация в будущем произведет огромное влияние на духовный склад человечества и целый переворот в социальной жизни… Завоевание воздуха открывает нам новую эпоху в истории культуры. И, что самое важное, оно скорее всего укрепит в сознании человека значение понятий человек и человечность».

До августа 1937 года Игнатий Александрович работал конструктором-изобретателем на московском заводе № 213 (завод механических авиаприборов Наркомата авиапромышленности).

Через месяц после ареста, 21 сентября 1937 года, Комиссия НКВД СССР и прокурора СССР приговорила Игнатия Александровича к расстрелу по обвинению в «участии в контрреволюционной террористической организации». Расстреляли Валентэя через два дня, 23 сентября 1937 года. В 1956 году Игнатий Александрович Валентэй был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.

И.А.Валентэй в кабине самолета Voisin LA. 1915 г.

И.А.Валентэй в кабине самолета Voisin LA. 1915 г.

Игнатий Александрович Валентей с сыном Дмитрием. 1935 г.

Игнатий Александрович Валентэй с сыном Дмитрием. 1935 г.

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Материалы сайта «Последний адрес».