Самолёты «Карпека № 1» и «Карпека № 1бис».
Разработчик: Карпека
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1911 г.
Александр Данилович Карпека, как и многие другие увлекся авиацией в студенченские годы, до такой степени, что начал сам проектировать самолеты. Свой проект он передал в мастерскую Сикорского, где он и был реализован. Однако его влекло небо и вскоре он стал военным летчиком.
Самолет «Карпека № 1». Построенный во второй половине 1910 года этот самолет имел много общих черт с самолетами типов БиС и С. Он имел стойки обтекаемого сечения, очень тонкий, четырехгранный, высотой 0,4 м фюзеляж. Сиденье пилота и хвостовое оперение лежали на его верхней грани. К середине задних стоек бипланной коробки крепились подвесные элероны. Однако в нем были значительные элементы новизны, например штурвальное управление, стойки обтекаемого сечения, двигатель — «Haacke» в 35 л.с. На этом самолете друзья конструктора С.С.Громов и А.А.Гомберг сделали в 1911 году ряд удачных полетов сначала по прямой, затем по кругу. Самый продолжительный полет С.С.Громова составлял 22 минуты, во время которого была достигнута высота 100 м.
Самолет «Карпека №1 бис». Хвостовая ферма была заменена фюзеляжем, очень тонким, четырехгранным, высотой не более 0,4 м. Сиденье и хвостовое оперение лежали на его верхней грани. Штурвальная колонка была заменена рамой. Были добавлены подвесные элероны, крепившиеся к середине задних стоек. Шасси было изменено — ось с колесами крепилась с помощью шнуровых амортизаторов непосредственно к полозам. Самолет летал.
ЛТХ:
Тип: Карпека № 1 / Карпека № 1 бис
Год выпуска: 1910/1911
Двигатель: 1 х ПД «Haacke»
-мощность: 1 х 35
Длина самолета, м: 8
Размах крыла, м: 8
Площадь крыла, м2: 24
Масса пустого, кг: ~200
Масса топлива + масла, кг: 25
Масса полной нагрузки, кг: 100
Полетная масса, кг: ~300
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 12,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 8,6
Весовая отдача,%: 33
Самолёт «Карпека № 1».
Самолёт «Карпека № 1бис».
Карпека № 1. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.П.Адлер. Развитие русских авиационных конструкций до начала первой мировой войны.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Карпека № 1».