Самолёт-амфибия «Гаккель V».

Разработчик: Я.М.Гаккель
Страна: Российская империя
Постройка: 1911 г.

В 1910 году конструктором Я.М.Гаккелем завладела новая идея, и он начал разработку первой в России амфибии — «Гаккель V». Постройку ее завершил в конце ноября 1910 года. Автор предложил военному министру приобрести аэроплан за 18000 рублей, но тот отклонил прошение до окончания испытаний машины. С 11 по 27 апреля 1911 года в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге Русским техническим обществом проводилась первая в России Международная воздухоплавательная выставка. За все время работы ее посетило более 100 ООО человек. Выставка имела огромный успех и привлекла внимание всех крупных производителей аэропланов — как русских, так и зарубежных. В докладной записке полковника С.А.Ульянина о выставке говорилось, что из всех представленных русских аэропланов «…заслуживает внимания аэроплан Гаккеля, приспособленный для спуска на воду…». 28 апреля 1911 года министр торговли и промышленности утвердил список наград, в котором под номером 22 значился инженер Гаккель: «…за оригинальную конструкцию морского аэроплана».

Для своего времени конструкция Гаккеля отличалась оригинальностью и новизной. В отличие от других гидросамолетов, «Гаккель V» строился по двухбалочной схеме. На плаву машину удерживали два длинных полых поплавка — балки,которые придавали самолету вид саней. Самолет имел и колесное шасси, что делало его способным взлетать и с суши. Гидросамолетом Гаккеля заинтересовалось морское ведомство, признав его одним из лучших самолетов этого типа. С конструктором велись переговоры о серийной постройке аэроплана на Балтийском судостроительном заводе, но дальше переговоров дело не продвинулось.

В том, что машина не пошла в серию, была вина и самого конструктора: сразу после окончания выставки Яков Модестович охладел к идее гидросамолета и начал проектировать обычные аэропланы, построив до конца 1911 года «Гаккель VI» и «Гаккель VII». По мнению историков авиации, все его самолеты обладали высокой надежностью и прочностью, на них впервые в России применили стойки обтекаемой формы. В 1913 году конструктор оставил практическую деятельность в области авиации, хотя позже и выступал еще с несколькими теоретическими разработками.

Описание конструкции.

Гидросамолет создавался конструктором самостоятельно и не имел мировых аналогов, хотя по основным узлам машина близка к распространенным в то время «фарманам». Планер был построен по двухбалочной схеме, которая обеспечивала лучшую остойчивость на воде и позволила отказаться от крыльевых поплавков. Дугообразные балки-поплавки имели коробчатую конструкцию, изготавливались из фанеры. Руль высоты располагался впереди крыла и крепился к поплавкам шарнирно. В хвостовой части находился стабилизатор и рули поворота. Такая компоновка самолета получила наименование «утка». Между поплавками находилась площадка, имевшая в сечении форму крыла толстого профиля. Она, кроме своей основной задачи — размещение экипажа, выполняла и функцию дополнительной несущей поверхности. Для летчиков на ней устанавливалось два сиденья.

Самолет имел двойное управление и мог использоваться как учебный. К центральной части поплавков крепились колеса шасси от французского «Фармана IV», что превращало гидросамолет в амфибию. Фюзеляжные балки, крыло, каркас оперения и рулевых поверхностей выполнялись из дерева. Обшивка крыла и рулевых поверхностей была полотняной и после обтяжки покрывалась лаком. Расчалочное крыло крепилось на четырех стойках.

Двигатель «Oerlikon», мощностью 50 л.с., с водяным охлаждением вращал толкающий деревянный винт от самолета «Фарман». Радиатор его размещался вертикально посредине верхней поверхности крыла. За ним крепился сам двигатель.

Гаккель построил два таких самолета. Обе машины не окрашивались и имели цвет покрытых лаком древесины и полотна.

ЛТХ:

Модификация: «Гаккель V».
Размах крыла, м: 10,60
Длина самолета, м: 10,50
Площадь крыла, м2: 25,00
Масса, кг
-пустого самолета: 320
-нормальная взлетная: 570
Тип двигателя: 1 х ПД «Oerlikon»
-мощность, л.с.: 1 х 50
Максимальная скорость, км/ч: 90-100
Практическая дальность, км: —
Экипаж, чел: 2

1.Самолет-амфибия Гаккель V на выставке.

Самолет-амфибия «Гаккель V» на Международной воздухоплавательной выставке.

2.Гаккель V. Рисунок.

Гаккель V. Рисунок.

Гаккель V. Модель Романа Самохвалова.

Гаккель V. Модель Романа Самохвалова.

Гаккель V. Модель Романа Самохвалова.

Гаккель V. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Журнал «Крылья Родины» № 06 за 1986 г. В.Бычков. Первые в числе первых.
Журнал «Моделист-Конструктор» № 01 за 1998 г. Александр Чечин. Первые российские гидросамолеты.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 07 за 2005 г. Анатолий Демин. Авиация — национальная гордость России.
САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ.