Самолёт «Гаккель VII».
Разработчик: Я.М.Гаккель
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1911 г.
В конце сентября «Гаккель VI» был модернизирован после повреждения в бурю и получил следующий порядковый номер — VII. Это был единственный из всех самолетов, представленных на Первый конкурс военных аэропланов, построенных в России, который выдержал все условия сложной программы. На самолете произвели даже взлет и посадку на вспаханное поле.
В программу 1-го конкурса военных аэропланов, помимо других условий, входили взлет и посадка на невспаханном поле. Как пишет Я.М.Гаккель, два его конкурента «…бипланы «Дукс» и «Лебедев», несмотря на легкость «Фарманов», сделав несколько полетов, взлетая с невспаханного поля, каждый раз ломали свои шасси при посадках на него и вскоре отказались от предложенной программы конкурса, поломавшись весьма основательно. Аппарат же «Гаккель VII» делал все посадки без поломок, благодаря большой эластичности шасси, совмещенной с прочностью и хорошо подобранными лыжами, являвшимися ограничителями нагрузки колес при ударах по неровностям поля».
В ходе выполнения программы конкурса пилот Г.В.Алехнович совершил 23 сентября 1911 года пять раз подряд перелет Петербург — Гатчина, сделав в общем 200 км со средней скоростью 92 км/ч и 24 сентября — полет продолжительностью 31/2, часа при сильном ветре. Время набора высоты в 500 м составляло 9 мин. Самолет Я.М.Гаккеля единственный из всех представленных самолетов выполнил программу конкурса. Однако Главное инженерное управление именно под этим предлогом сочло конкурс несостоявшимся и Я.М.Гаккелю премии не выдало. Самолет «Гаккель VII» был приобретен военным ведомством за 8 тыс. руб.
Послушный в управлении, с весьма прочным шасси, «Гаккель VII», как считали специалисты, мог стать хорошим учебным самолетом. Однако инструкторы Гатчинской школы, привыкшие к «фарманам», не стали осваивать незнакомую машину. Даже воду из радиатора забыли слить и при первом же морозе лед разорвал рубашку. Нового мотора не оказалось и самолет сдали на слом.
Более счастливой была судьба второго экземпляра самолета «Гаккель VII», построенного в начале 1912 года. На Второй международной выставке воздухоплавания в Москве (25 марта — 8 апреля 1912 г.) он получил Большую золотую медаль Московского общества воздухоплавания. После закрытия выставки Г.В.Алехнович выполнял на нем полеты. В ходе состязаний, проведенных в мае 1912 года, Глеб Васильевич установил на самолете «Гаккель VII» русский рекорд высоты для бипланов и московский рекорд продолжительности полета (56 мин. 56 сек).
ЛТХ:
Модификация: «Гаккель VII».
Размах крыла, м: 11,50
Длина самолета, м: 9,00
Площадь крыла, м2: 44,00
Масса, кг
-пустого самолета: 504
-нормальная взлетная: 824
Тип двигателя: 1 х ПД «Argus»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 100
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2
Самолет «Гаккель VII».
Самолет «Гаккель VII». Вид спереди.
Самолет «Гаккель VII» на лётном поле.
Носовая часть самолета «Гаккель VII».
Винто-моторная группа самолета «Гаккель VII».
Гаккель VII. Рисунок.
Проекции Гаккель VII.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал «Крылья Родины» № 06 за 1986 г. В.Бычков. Первые в числе первых.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 07 за 2005 г. Анатолий Демин. Авиация — национальная гордость России.
Архив ЦГАКФФД.