Самолёт «Гаккель VII».

Разработчик: Я.М.Гаккель
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1911 г.

В конце сентября «Гаккель VI» был модернизирован после повреждения в бурю и получил следующий порядковый номер — VII. Это был единственный из всех самолетов, представленных на Первый конкурс военных аэропланов, построенных в России, который выдержал все условия сложной программы. На самолете произвели даже взлет и посадку на вспаханное поле.

В программу 1-го конкурса военных аэропланов, помимо других условий, входили взлет и посадка на невспаханном поле. Как пишет Я.М.Гаккель, два его конкурента «…бипланы «Дукс» и «Лебедев», несмотря на легкость «Фарманов», сделав несколько полетов, взлетая с невспаханного поля, каждый раз ломали свои шасси при посадках на него и вскоре отказались от предложенной программы конкурса, поломавшись весьма основательно. Аппарат же «Гаккель VII» делал все посадки без поломок, благодаря большой эластичности шасси, совмещенной с прочностью и хорошо подобранными лыжами, являвшимися ограничителями нагрузки колес при ударах по неровностям поля».

В ходе выполнения программы конкурса пилот Г.В.Алехнович совершил 23 сентября 1911 года пять раз подряд перелет Петербург — Гатчина, сделав в общем 200 км со средней скоростью 92 км/ч и 24 сентября — полет продолжительностью 31/2, часа при сильном ветре. Время набора высоты в 500 м составляло 9 мин. Самолет Я.М.Гаккеля единственный из всех представленных самолетов выполнил программу конкурса. Однако Главное инженерное управление именно под этим предлогом сочло конкурс несостоявшимся и Я.М.Гаккелю премии не выдало. Самолет «Гаккель VII» был приобретен военным ведомством за 8 тыс. руб.

Послушный в управлении, с весьма прочным шасси, «Гаккель VII», как считали специалисты, мог стать хорошим учебным самолетом. Однако инструкторы Гатчинской школы, привыкшие к «фарманам», не стали осваивать незнакомую машину. Даже воду из радиатора забыли слить и при первом же морозе лед разорвал рубашку. Нового мотора не оказалось и самолет сдали на слом.

Более счастливой была судьба второго экземпляра самолета «Гаккель VII», построенного в начале 1912 года. На Второй международной выставке воздухоплавания в Москве (25 марта — 8 апреля 1912 г.) он получил Большую золотую медаль Московского общества воздухоплавания. После закрытия выставки Г.В.Алехнович выполнял на нем полеты. В ходе состязаний, проведенных в мае 1912 года, Глеб Васильевич установил на самолете «Гаккель VII» русский рекорд высоты для бипланов и московский рекорд продолжительности полета (56 мин. 56 сек).

ЛТХ:

Модификация: «Гаккель VII».
Размах крыла, м: 11,50
Длина самолета, м: 9,00
Площадь крыла, м2: 44,00
Масса, кг
-пустого самолета: 504
-нормальная взлетная: 824
Тип двигателя: 1 х ПД «Argus»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 100
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2

1.Самолет Гаккель VII

Самолет «Гаккель VII».

2.Гаккель VII. Вид спереди.

Самолет «Гаккель VII». Вид спереди.

3.Гаккель VII на лётном поле.

Самолет «Гаккель VII» на лётном поле.

4.Носовая часть самолета Гаккель VII.

Носовая часть самолета «Гаккель VII».

5.Винто-моторная группа самолета Гаккель VII.

Винто-моторная группа самолета «Гаккель VII».

6.Гаккель VII. Рисунок.

Гаккель VII. Рисунок.

Проекции Гаккель VII.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал «Крылья Родины» № 06 за 1986 г. В.Бычков. Первые в числе первых.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 07 за 2005 г. Анатолий Демин. Авиация — национальная гордость России.
Архив ЦГАКФФД.