Алехнович Глеб Васильевич (1886-1918).

Летчик-испытатель, штабс-капитан.

Родился 30 октября 1886 года в Смоленской губернии.
В 1910 году артиллерийский поручик Алехнович научился летать на планере. К этому времени в России появились первые офицерские авиационные школы. Однако попытка поступить в них принесла Алехновичу глубокое огорчение: и в Севастополе и в Гатчине он не смог скрыть дефекта своего зрения — близорукости. С трудом удалось ему уговорить командование Гатчинской школы оставить его при школе. Алехновичу была предоставлена возможность летать только в качестве ученика-наблюдателя и строго запрещалось прикасаться к ручке управления, хотя он давно уже самостоятельно постиг лучше многих учеников-пилотов и теорию вождения самолетов и устройство авиационных моторов.

Мечте о самостоятельных полетах помог сбыться случай. На Гатчинском аэродроме Алехнович подружился с молодым инженером Я.М.Гаккелем, испытывавшим здесь самолеты своей конструкции. Однажды Гаккель разрешил Алехновичу сделать на его самолете «Гаккель-VI» пробный полет. К удивлению присутствовавших на поле, Алехнович с первого же раза отлично взлетел, выполнил круговой полет и сел. А через три дня, 29 июля 1911 года, Всероссийский аэроклуб присудил летчику-самоучке диплом пилота-авиатора № 30.

Полеты Алехновича в мае-июне 1911 года на самолете «Гаккель-VI» из Гатчины в Царское село (где он участвовал в «авиационной неделе»), оттуда в Красное село и обратно были первыми междугородними перелетами в России.

В ходе объявленного Главным инженерным управлением 1-го конкурса русских военных аэропланов Алехнович на самолете «Гаккель-VII» совершил 23 сентября 1911 года пять раз подряд перелет Санкт-Петербург — Гатчина, сделав в общей сложности 200 км со средней скоростью 92 км/час, и 24 сентября — полет продолжительностью 3,5 часа при сильном ветре. Время набора высоты 500 м составляло 9 минут. Самолет Я.М.Гаккеля единственный из всех представленных самолетов выполнил программу конкурса.

По окончании 2-й международной выставки воздухоплавания на состязаниях в Москве весной 1912 года Алехнович на самолете «Гаккель-VIII» установил русский рекорд высоты, равный 1350 м, а также производил опыты полетов в ночное время, приземляясь на поле, освещавшееся подожженным бензином. Потом он выполнил ряд публичных полетов в Курске, Смоленске, Вязьме, Гомеле.

В 1912 году вышел в отставку и работал летчиком-испытателем в авиационном отделе Русско-Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Проводил испытания гидросамолетов С-5а и С-10 «Гидро» И.И.Сикорского. Был одним из первых пилотов, испытывавших первые в мире тяжелые многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Одновременно Алехнович, без прохождения конкурсных экзаменов ввиду его отличной теоретической подготовки, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт.

В начале Первой Мировой войны Алехновича призвали в армию и назначили командиром корабля № 5 в созданной эскадре «муромцев». По его инициативе при эскадре были организованы мастерские по созданию стрелкового и бомбардировочного вооружения «муромцев», отрабатывавшегося, как правило, на корабле № 5. Совместно со своим помощником по экипажу, штабс-капитаном А.Н.Журавченко (талантливым артиллерийским офицером, а впоследствии известным ученым, профессором, заслуженным деятелем науки и техники СССР) и другими артиллеристами отрабатывал «Ветрочет» — треугольник учета бокового ветра, первый из приборов, заложивший основы теории прицельного бомбометания. Выполнял самые ответственные задания по разведке и бомбардировке глубоких тылов противника. За проявленное мужество и летное мастерство удостоен ордена Св.Георгия и трех других боевых орденов. Несмотря на большую загрузку боевой работой, принимал участие в испытаниях бомбардировщика «Илья Муромец» серии Е и заведовал учебным классом для летного состава эскадры.

После Октябрьской революции перешел на сторону советской власти. Организовал на РБВЗ сборку «муромцев» и обучение полетам на них. Участвовал в создании «красной» Эскадры. Принимал непосредственное участие в боевых действиях.

Выводя из-под удара свой корабль, Алехнович 17 ноября 1918 года по новому стилю перегонял его из Липецка в Эртиль. «Илья Муромец» попал в снежный заряд и врезался в землю. Командир корабля погиб, другие члены экипажа получили небольшие повреждения.

Похоронен в Петрограде на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Г.В.Алехнович у самолета Гаккель VII.

Г.В.Алехнович у самолета «Гаккель VII». Конкурс военных аэропланов 1911 года.

Пилот Алехнович у самолета Сикорского С-10А

Пилот Г.В.Алехнович у самолета Сикорского С-10А во время показательных полетов на конкурсе 1913 года в Санкт-Петербурге.

Поручик Г.В.Алехнович, командир корабля «Илья Муромец V» № 143.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года.
В.Лавренец. На заре русской авиации и практической космонавтики.
А.Школьников. Испытатель «Ильи Муромца».