Ньюпор-IV завода «Дукс» («Моноплан Дукс», «Дукс № 3»).

Разработчик : «Дукс»
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1912 г.Моноплан Дукс

Этот вариант самолета «Nieuport.IV», с двигателем «Gnome» мощностью 70 л.с., был специально построен для конкурса военных аэропланов 1912 г. Максимальная скорость, показанная на конкурсе — 104,2 км/ч, минимальная — 89,5 км/ч, разбег — 95 м, пробег — 77 м. Самолет занял на конкурсе 3-е место. В серии не строился, т.к. для серийного производства был выбран типовой французский образец. В серии французский вариант назывался — «Моноплан Дукс № 3», «Ньюпор-IV с двигателем «Гном» в 70 л.с.» или просто «Моноплан Дукс».
«Моноплан Дукс» стал основным, строившимся серийно на заводах «Дукс» и С.С.Щетинина, вариантом самолета «Nieuport.IV».

На таком самолете П.Н.Нестеров 27 августа 1913 года выполнил первую в мире «мертвую петлю» (Петля Нестерова).

«Моноплан Дукс» применялся как военный в период 1912-1915 годов и использовался в учебных целях до 1925 года. На нескольких самолетах, на заводе «Дукс», был установлен двигатель «Gnome Monosoupape» мощностью 100 л.с.

1.Моноплан Дукс с двигателем Gnome.

Серийный «Моноплан Дукс № 3» с двигателем «Gnome».

2.У самолета Моноплан Дукс № 3. Сентябрь 1913 г.

У самолета «Моноплан Дукс № 3». Сентябрь 1913 г.

3.У Моноплана Дукс № 3. Слева напр. - инж. Кузнецов, инж. Меллер, воен. л-к Самойлов, л-к Габер-Влынский. Сентябрь 1913 г.

У самолета «Моноплан Дукс № 3». Слева направо: инженер Кузнецов, Ю.А.Меллер, военный летчик Самойлов, летчик Габер-Влынский. Сентябрь 1913 г.

4.Моноплан Дукс. Гатчинская авиашкола. 1913 г.

Серийный «Моноплан Дукс». Гатчинская авиашкола. 1913 г.

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.