Самолёт «Райт-Абрамович».
Разработчик: В.М.Абрамович
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1912 г.
Биплан «Райт-Абрамович» представлял собой существенную переделку биплана «Райт», в результате чего получился принципиально иной самолет: был убран передний бипланный руль высоты, хвостовая ферма удлинена и на ней, за двойным рулем направления было установлено горизонтальное оперение — стабилизатор и руль высоты. Были изменены конструкция самолета и его размеры, введено колесное шасси и установлен двигатель NАG в 100 л.с. Управление на этом самолете было сделано несколько необычным по сравнению с другими самолетами того времени. Перекашивание крыльев (гоширование) производилось движением рычага-ручки вперед и назад (а не вправо и влево, как обычно). Этот рычаг помещался под правой ручкой летчика. На конце этого рычага была шарнирная рукоятка для действия рулем направления (вправо-влево), педалей не было. Для управления рулем высоты имелся рычаг под левой рукой летчика (вперед-назад). Двигатель был установлен вправо от оси самолета, два сиденья — слева, на передней кромке нижнего крыла (летчик с краю, пассажир ближе к середине). От двигателя шла цепная передача к двум толкающим винтам, причем цепь была одна, непрерывная, обходившая все зубчатки.
Никаких обтекателей в конструкции не было, все стойки и стержни были круглого сечения, экипаж, двигатель — все было в потоке. Следует иметь в виду, что аппараты «Райт», особенно немецкого производства, отличались малой прочностью. У В.М.Абрамовича не раз ломались в полете части самолета, а однажды внезапно стали ломаться нервюры одна за другой и аппарат явно стал разваливаться в воздухе. В.М.Абрамович едва успел произвести посадку, как самолет рассыпался на части.
И вот на такого рода машине Всеволод Михайлович Абрамович производил полеты, изумлявшие его современников. Овладев до тонкости искусством пилотирования на этом аппарате, он удивлял зрителей «захватывающими дух виражами» почти у самой земли.
На своем самолете В.М.Абрамович летом 1912 года поставил рекорд высоты с пассажиром — 2100 м, потом выполнил перелет из Берлина в Санкт-Петербург, что заняло 24 дня, так как аппарат часто ломался при посадках. Биплан «Райт-Абрамович» принимал участие в Конкурсе военных аэропланов 1912 года, причем В.М.Абрамович проделал за время конкурса много выдающихся полетов, но не выполнил ни одного официального условия. 11 сентября 1912 года он поставил мировой рекорд продолжительности полета с четырьмя пассажирами, продержавшись в воздухе 45 мин. 57 сек.
11 апреля 1913 года при тренировочном полете с Е.М.Шаховской — одной из первых русских летчиц — из-за ошибки ученицы произошла катастрофа. Шаховская отделалась легкими ранениями, а Абрамович погиб.
ЛТХ:
Тип: «Райт-Абрамович»
Год выпуска: 1912
Длина самолета, м: 8,3
Размах крыла, м: 11,8
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 14,4
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 7,2
Площадь крыла, м2: 50
Двигатель, марка: 1 х ПД «NAG»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Масса пустого, кг: 480
Масса топлива + масла, кг: 80
Масса полной нагрузки, кг: 240
Полетная масса, кг: 720
Весовая отдача, %: 33
Самолет «Райт-Абрамович».
В.М.Абрамович на аэроплане «Райт-Абрамович».
В.Ф.Абрамович (за рычагами управления) с друзьями на своем самолете. 11 cентября 1912 года.
В.Ф.Абрамович (за рычагами управления) с друзьями на своем самолете. 11 cентября 1912 года.
Обложка журнала «Солнце России». Представлена Александром Криницким.
Пилот Всеволод Михайлович Абрамович прилетел на самолете «Райт-Абрамович» в Санкт-Петербург из Берлина. 24 июля 1912 г.
В.М.Абрамович и княгиня Шаховская на самолете «Райт-Абрамович».
Самолет «Райт-Абрамович» в полете.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 12 за 2003 г. Д.Соболев — «Райты» в России.
Журнал «Солнце России» № 138 (39) Сентябрь 1912 г.
Архив ЦГАКФФД.